30
марта
Среда
19:00
2016
Стоимость билетов:
250-300 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
К 143- летию С.Рахманинова
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

С.Рахманинов (1873-1943)
Соната для виолончели и фортепиано
"Вокализ" для виолончели и фортепиано

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Федор Амосов (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Герман Киткин
II отделение

С.Рахманинов (1873-1943)
3 этюда-картин op.39
Соната №2 для фортепиано ор.36

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Герман Киткин (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Сонату для виолончели и фортепиано соль минор С. В. Рахманинов завершает в 1901 году, почти одновременно со знаменитым Фортепианным концертом № 2, с которым ее многое связывает. Соната стала практически первым русским сочинением данного жанра, положившим начало его развитию в последующем. Соната в стилевом отношении характерна для молодого Рахманинова. Яркие романтические чувства, взволнованный тон высказывания, певучая мелодика и активное ритмическое движение, убедительный диалог двух инструментов — все это отличает сочинение, делает его интересным для слушателей и исполнителей.
В четырехчастном цикле Сонаты первая часть (Lento. Allegro moderato) определяет общий настрой, создавая выразительный тембровый дуэт и многопластовый контраст настроений. Вторая часть (Allegretto scherzando) представлена композитором как романтическое скерцо, в котором органично сочетаются драматические и лирические эпизоды. Третья, сравнительно небольшая часть (Andante) относится к числу самых выразительных лирических пьес, которыми так богато наследие Рахманинова. Простая песенная тема, бесконечно развиваясь и открывая все новые выразительные интонационные изгибы, переходя от одного инструмента к другому, рождает ощущение особого музыкального пространства. Финал (Allegro mosso), продолжая идею «праздничных» ликующих завершений, характерных для русских инструментальных циклов, в виртуозном звучании обобщает настроения предшествующих частей.
«Вокализ» — пьеса для голоса без слов — была создана композитором в 1912 году как последняя из 14-ти песен вокального опуса 34. Рахманинов посвятил ее известной певице А. В. Неждановой. Бесконечная, невыразимо прекрасная песенная тема, лишенная слов, оказалась способной только своим звучанием передать оттенки нежного, выразительного лирического признания. Пьеса в наше время существует во множестве переложений, и в каждом случае она приобретает дополнительные оттенки, все более и более раскрывающие ее глубокий лирический подтекст.
Фортепианная соната № 2 си бемоль минор была написана С.В. Рахманиновым в пору его композиторской и исполнительской зрелости — в 1913 году. Позднее, в 1931 году, уже в эмиграции, автор вернулся к сочинению, создав его вторую редакцию. В 1940 году выдающимся пианистом Владимиром Горовицем с одобрения автора была создана еще одна редакция, соединяющая версии 1913 и 1931 годов, и она также в наши дни звучит с концертной эстрады. В современной исполнительской практике обе авторские редакции уравнены в правах, и пианисты сами выбирают для себя тот или иной композиторский текст. Трехчастное сочинение (I. Allegro agitato, II. Non allegro, III. Allegro molto), с одной стороны, развивает традиции лирико-драматического построения цикла, но с другой обнаруживает, новое решение: три части объединены сходством тем и непрерывностью их развития. Лаконичный вступительный оборот подготавливает появление темы главной партии в первой части, затем его ритмы проходят во второй части и возникают в бравурной третьей. Это уже монументальная, «большая соната», где каждая часть значительно укрупнена и по звучанию приближается к фортепианным концертам композитора (эти черты роднят сочинение Рахманинова также и с «Большой сонатой» П.И. Чайковского, созданной в 1878 году). Характерная для Рахманинова связь с русскими фольклорными истоками, претворение интонаций знаменного распева и колокольного звучания, поразительная «бескрайность музыкальных просторов» и особенно выразительные, по словам Б.В. Асафьева, «мелодии-дали» определяют строй сонаты: она развивает основную тему рахманиновского творчества – тему России.
В творчестве композитора жанр фортепианного этюда перестает быть виртуозно-технической пьесой; он получает у Рахманинова название «Этюд-картина», где на первый план, как у Ф. Листа и Ф. Шопена, выходит художественный замысел. Композитор объединяет пьесы в циклы, в частности, ор. 39 (1917), где каждая несет в себе высокий художественный смысл, не утрачивая при этом сложнейшей технической задачи. Рахманинов раскрывает в девяти пьесах цикла необычайно широкий спектр человеческих переживаний, заставляя по-новому воспринимать характерные образы Родины, ее бесконечных полей, звучание колоколов. Этюд-картина № 1 до минор  — бурная, остроконфликтная звуковая картина, в которой лишь на короткие мгновения возникают эпизоды спокойствия и отдохновения. Этюд-картина № 3 фа-диез минор — еще один образ яростной, неистовой  стихии, в которой слышны отголоски вагнеровский «Валькирии» и «Шехеразады» Н. А. Римского-Корсакова. Этюд-картина № 5 ми-бемоль минор часто называют «русской Аппассионатой», где звучность фортепиано приближается к оркестровой. Лишь в конце, в коде возникает светлый, хрупкий образ надежды, словно лишь он один оказывается способным  противостоять ударам судьбы.
Проф.З.М.Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин