28
сентября
Среда
19:00
2022
Стоимость билетов:
400-800 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

И. Ванхаль (1739-1813). Концерт для контрабаса с оркестром ре мажор

Солист – лауреат международных конкурсов
Евгений Рыжков (контрабас)

К. Шимановский (1882–1937). Концерт №1 для скрипки с оркестром op 35

Солистка – лауреат международных конкурсов
Анна Савкина (скрипка)
II отделение

Д. Россини (1792–1868)
Интродукция, тема и вариации для кларнета с оркестром си-бемоль мажор GR V.10

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Лев Журавский (кларнет)

Ф. Лист (1811–1886)
Концерт №1 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор S.124

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Илья Папоян (фортепиано)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – победитель I Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис

IN ENGLISH

О программе концерта

Иоганн Баптист Ванхаль – известный чешский музыкант рубежа XVIII-XIX веков, композитор и органист, скрипач и виолончелист, автор более 1300 разных произведений, которые часто сравнивали с творениями И. Гайдна и В. А. Моцарта. Жанр инструментального концерта считается органичной частью наследия И. Б. Ванхаля, он использовал в качестве солирующих многие оркестровые инструменты. Концерт для контрабаса с оркестром ре мажор композитор создает в 1773 году, в пору расцвета творческих сил, используя в противопоставление солирующему контрабасу небольшой оркестровый состав, включающий две скрипки, два гобоя, две валторны, альт и бассо континуо. Классическая трехчастность сочинения (Allegro moderato – Adagio – Allegro) демонстрирует не только следование лучшим образцам жанра, но и раскрывает умение автора создать контрастные настроения, передать драматизм и лирику, подчеркнуть нюансы переживаний. Солирующий контрабас, ассоциирующийся обычно, благодаря своему тембру, с образом мужественности и сдержанности, являет подчас в Концерте необычные оттенки выразительной нежности. Особенно значима  в сочинении медленная вторая часть, протяженная по масштабам, противопоставляющая сольные эпизоды контрабаса ансамблевому звучанию. Ярким, виртуозным, подчас забавно-игровым предстает финал Концерта, построенный на активном проведении энергичной основной темы, словно «перебрасываемой» от солирующего инструмента к оркестру. Несомненным украшением Концерта являются его каденции, часто включаемые в сочинение другими авторами. В сегодняшнем концерте прозвучит каденция известного австрийского композитора и контрабасиста Йоханнеса Маттиаса Шпергера (1750 – 1812).

Известный польский композитор ХХ века Кароль Шимановский родился в Тимошовке (бывшей Херсонской губернии в России) в образованной, интеллигентной семье. Его отец и брат были пианистами, сестра — певицей, художницей и поэтессой. Музыкальное образование К. Шимановский получает в школе своего дяди Густава Нейгауза (отца выдающегося советского пианиста Генриха Нейгауза) в Елизаветграде, позднее — в Варшавской консерватории. В творчестве Шимановского тесно сплелись польские, украинские, русские национальные корни, обогащенные мощным влиянием европейских традиций, в том числе импрессионизма и конструктивизма. Он был автором симфонических, камерно-инструментальных и камерно-вокальных произведений, вошедших в репертуар многих исполнителей. Первый концерт для скрипки с оркестром, созданный в 1916 году, возвестил для инструмента, по словам автора, «новый способ выражения», в нем отразились черты М. Равеля, К. Дебюсси, А. Н. Скрябина, музыкой которых К. Шимановский был в те годы особенно увлечен. Композитор писал, что «этот концерт истинно «польский» и отражается в описании национальной музыки страны как «не зловещий призрак полонеза или мазурки, не фуга на Зеленом Хмеле <…> это довольно одинокое, радостное и свободное, как пение соловья душистой польской майской ночью, сочинение».
Концерт одночастный, масштабный по драматургии, по характеру приближающийся к симфонической поэме. Вместе с тем в произведении отчетливо выделяютс пять разделов, различных по содержанию, по образному решению. В первом слышны сказочно-фантастические элементы, во втором господствует страстная лирика, в третьем преобладает скерцозное звучание, четвертый близок по характеру ноктюрну, в пятом – сольной каденции – соединяются настроения всех предшествующих разделов. В работе на Концертом вместе с композитором активное участие принимал его друг – скрипач Павел Коханьский (1887-1934), автор сольной каденции и первый исполнитель сочинения. Ему композитор и посвятил свой опус.

Имя Джоакино Россини в истории европейской музыки традиционно связывают с его лучшими образцами в жанре комической оперы, и блистательный «Севильский цирюльник», созданный в 1816 году, остается до наших дней одним из самых исполняемых сочинений. Все свои оперы Россини, как известно, написал за первые 20 лет творчества, последующие же почти 40 лет композитор почти ничего не создавал, лишь изредка обращаясь к инструментальным, хоровым и вокальным произведениям. Оперный период деятельности ознаменовался у Россини созданием произведений и в других жанрах. Среди них выделяется Интродукция, тема и вариации для кларнета с оркестром Си-бемоль мажор, написанные в 1810 году. Произведение в полной мере несет на себе отпечаток виртуозного стиля композитора: медленная Интродукция (Andante sostenuto) ассоциируется с вступлениями к операм; Тема (Аllegretto) предстает как сложная виртуозная ария, претерпевающая в вариациях многочисленные изменения и появляющаяся каждый раз в обновленном виде.

Концерт №1 для фортепиано с оркестром ми бемоль мажор выдающегося венгерского композитора Ференца Листа был написан в 1849 году, в период расцвета выступлений музыканта в качестве пианиста-виртуоза, но в дальнейшем Лист продолжал вносить в Концерт различные изменения. Премьерное исполнение произведения прошло в Веймаре в 1855 году, где автор исполнял сольную партию, а в качестве дирижера выступил великий Гектор Берлиоз.
Творение Листа утверждает в европейской музыке вид одночастного концерта, соединяющего в себе одновременно и черты цикла. Четыре раздела (Allegro maestoso - Quasi Adagio - Allegretto vivace. Allegro animato - Allegro marziale animato), идущие без перерыва, как бы раздвигают привычные рамки концерта, переводя его в жанр поэмы, позволяя многогранно раскрыть основные образы. Сквозным элементом, проходящим через весь Концерт, становится начальный четырехзвучный мотив, возникающий в разных эпизодах сочинения и приобретающий то грозный, устрашающий, то триумфально-победный характер. Свое сочинение композитор посвятил известному французскому музыканту Анри Литольфу (1818—1891).

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин