27
сентября
Среда
19:00
2023
Стоимость билетов:
400-800 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Я.Сибелиус (1865-1957).
Туонельский лебедь
из сюиты «Четыре легенды о Лемминкяйнене» op.22

Я.Сибелиус (1865-1957).
Концерт для скрипки с оркестром ре минор op.47

Солист – лауреат международных конкурсов
Павел Милюков (скрипка)
II отделение

Ф. Шопен (1810-1849).
Концерт №2 для фортепиано с оркестром фа минор ор.21

Солист – лауреат международных конкурсов, доцент
Мирослав Култышев (фортепиано)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – Народный артист России Александр Чернушенко

IN ENGLISH

О программе концерта

Выдающему финскому композитору Яну Сибелиусу удалось сделать то же, что в свое время сделал для Норвегии Эдвард Григ — включить Финляндию в число ведущих музыкальных держав Европы. Соотечественник композитора критик К. Флодин писал: «Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам, кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа». Все многочисленные произведения композитора разных жанров раскрывают образы родной природы, события истории и национальный характер.
Сибелиусом создано семь симфоний, симфоническая поэма «Финляндия», четыре легенды для симфонического оркестра по мотивам финского народного эпоса «Калевала», симфоническая картина «Весенняя песнь» и многое другое. Мировую известность получил «Грустный вальс» из музыки к драме Ярнефельта «Куолема». В 1896 году Сибелиус завершает работу над симфонической сюитой «Четыре легенды о Лемминкяйнене» по мотивам народного эпоса «Калевала». «Туонельский лебедь» — это третья легенда цикла, которой композитор предпослал краткую программу: «Туонела, царство смерти, преисподняя в финской мифологии, окаймлена широкой бурной рекой. По ее черным водам плавает величавый Туонельский лебедь, увлекая своим пением». Это самая короткая часть сюиты, она занимает всего 102 такта и написана для камерного состава оркестра. Произведение принадлежит к тому редкому типу пьес, звучание которых отличается необычайно мрачным колоритом. Композитор поручает тему лебедя Туонелы, его «пение» английскому рожку: соло этого инструмента олицетворяет в пьесе образ смерти, господствующий на протяжении всего сочинения. Несмотря на необычность образного решения, «Туонельский лебедь» стал одним из самых популярных сочинений Сибелиуса.
 
При всем богатстве и разнообразии созданных Яном Сибелиусом сочинений его Скрипичный концерт (1903 – первая редакция, 1905 – вторая редакция) остается одним из основных произведений композитора и входит в репертуар всех ведущих скрипачей мира.
Появление Концерта не случайно: для Сибелиуса жизнь в музыке началась с мечты о сольной карьере скрипача. По классу скрипки он занимался в Хельсинском институте музыки, этому инструменту он уделял большое внимание в последующие годы. Поэтическое звучание скрипки в Концерте, соединенное с мощью симфонического оркестра, во многих случаях воспринимается как авторский монолог, в котором чередуются  суровые высказывания, песенные эпизоды, динамичная танцевальность. Автор сохраняет традиционную трехчастную структуру инструментального концерта (Allegro moderato – Adagio di molto – Allegro ma non tanto), чередуя разнохарактерные эпизоды, целиком проникнутые финским мелосом. Особенно выразительна вторая, медленная часть Концерта – вдохновенный романс, один из самых проникновенных скрипичных эпизодов мировой музыкальной литературы. Свое сочинение Сибелиус посвятил известному венгерскому виртуозу Францу фон Вечею (1893-1935).
 
Польский композитор и пианист Фредерик Шопен известен в первую очередь своими фортепианными сочинениями, составившими важнейшую часть пианистического репертуара исполнителей 19-21 веков. В 1829 и 1830 годах композитором были написаны два концерта, в которых проявилось блестящее мастерство  музыканта–виртуоза. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 считается одним из самых блистательных инструментальных концертов эпохи романтизма. Его премьера состоялась на Родине композитора, в Варшаве 17 марта 1830 года, партию фортепиано исполнил сам автор. Гениальное мастерство совсем еще молодого композитора и солиста проявилось в блистательном воплощении возможностей виртуозно–концертного пианизма. В сопоставлении двух пластов звучания — фортепианного и оркестрового несомненный приоритет имеет солирующий инструмент. Ему поручено экспонирование тем, их активное развитие; его импровизационная свобода, особенно ярко проявляющаяся в каденциях, словно обретает в оркестре поддержку, темброво обогащающую звучание фортепиано. Три традиционные части (I. Maestoso. II. Larghetto. III. Allegro vivace), сохраняя внешне черты классического цикла, в действительности обозначают путь преодоления сложившихся форм. Поразительной красоты мелодии, в которых отчетливо слышны напевы родной Польши, новаторское звучание гармонии, сложное фактурное письмо — и над всем этим бесконечный полет юношеской фантазии, которую оказалось возможным выразить в звуках. Концерт сразу завоевал признание современников, а Ф. Лист говорил, что в нём «есть места поразительного величия». Свой опус Шопен посвятил близкому другу графине Дельфине Потоцкой (1807-1877).

проф. З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин