27
августа
Среда
19:00
2014
Стоимость билетов:
250-300 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
Павел Милюков (скрипка)
I отделение

Л. Бетховен (1770-1827) Соната №6 для скрипки и фортепиано ля мажор op.30 №1
И. Брамс (1833-1897) Соната №3 для скрипки и фортепиано ре минор op.108

II отделение

С. Прокофьев (1891-1953) Соната №1 для скрипки и фортепиано фа минор op.80

Солист – лауреат международных конкурсов
Павел Милюков (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат XV Международного конкурса им. П.И.Чайковского Сергей Редькин

О программе концерта

В богатейшем инструментальном наследии Людвига ван Бетховена выделяются 10 сонат для скрипки и фортепиано, ставшие, как и многие другие сонаты композитора, открытием в истории своего жанра. Однако, не всем сочинениям мастера суждено было сразу завоевать любовь и признание слушателей. Но настойчивость Бетховена в поиске собственных музыкальных решений, в утверждении своего права на образное, драматургическое и художественное воплощение каждого сочинения, в конце концов, были оценены по достоинству. Важным этапом на этом пути стало создание в самом начале XIX века знаменитой триады из трех скрипичных сонат, получивших порядковые номера 4, 5, 6 и открывших в искусстве своего времени новые жанровые возможности. Все они были посвящены русскому императору Александру I.
Новаторский стиль композитор, заложенный в скрипичных сонатах, лишь постепенно стал осознаваться слушателями как важный шаг на пути раскрытия выразительных возможностей солирующего инструмента. Драматизм и вдохновенная лирика сочинений, мастерски раскрываемые в условиях строгого классицистского цикла, предвосхищают многие открытия Бетховена в области симфонической музыки. Соната ля мажор стала одной из самых известных в творчестве композитора. Ее первая часть (Allegro) — мужественная, целеустремленная, уступает место второй,  медленной части (Adagio molto espressivo) с ее восхитительной, песенно-безыскусной темой, словно подготавливающей романтические мелодии Шуберта. В финале композитор обращается к столь любимой им форме вариаций (Allegretto con Variazioni), где несложная основная тема, построенная на звуках тонического трезвучия, подвергается в шести вариациях многократному образному и жанровому переосмыслению.
 
В творчестве выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса камерно-инструментальные сочинения занимают одно из ведущих мест. Использование различных тембровых сочетаний, художественных и технических особенностей инструментов определялись главной задачей — передать человеческую драму во всей ее сложности и неоднозначности, раскрывая неповторимые оттенки душевного переживания. Для Брамса важным было присутствие в ансамблях фортепиано (не случайно из 24-х созданных им камерно-инструментальных сочинений в 16-ти участвует рояль). Фортепиано становилось стержнем произведений, его «телом», в то время как остальные инструменты раскрывали его «душу».
Из трех сонат для скрипки и фортепиано, созданных Брамсом в разные годы, выделяется Соната №3 (1886-1888), наиболее драматичная, демонстрирующая сложный путь «от элегии к трагедии» и достигающая в кульминационные моменты мятежного, патетического звучания. Композитор решает Сонату почти по-симфонически, как четырехчастный цикл, интонационно объединяя все части: отдельные мелодические обороты из тем первой части постоянно возникают в темах других частей, создавая ощущение спаянности цикла. Интересна последовательность частей: I. Allegro, с её контрастными темами-образами, приходящее в конце к просветленному звучанию; II. Adagio — величественная и возвышенная; III. Un poco presto e con sentimento, демонстрирующая характерный для Брамса образец скерцо-интермеццо; IV. Presto agitato, самая масштабная в Сонате, обнаруживающая скрытый образ бушующей стихии. Лишь ненадолго, как эпизод, возникнет в последней части тихая хоральная тема, которая очень быстро уступит место основному образу финала, и теперь уже в максимальном драматическом накале.
 
Соната для скрипки и фортепиано фа минор ор. 80 была обозначена как №1 самим С.С. Прокофьевым в связи с тем, что работу над ней композитор начал в 1938 году, еще до второй сонаты, а завершил в 1946 году. Прокофьев объяснил причину столь затянувшейся работы в письме к Н. Я. Мясковскому: «Я начал сонату уже давно, но никак не соберусь продолжить: трудно». Премьера сочинения состоялась в октябре 1946 года, и тогда Соната прозвучала в исполнении выдающихся музыкантов — Давида Ойстраха (ему посвятил свое сочинение Прокофьев) и Льва Оборина. Годы работы над произведением, совпавшие с событиями войны, закономерно отразились на содержании Сонаты: она поражает своей сосредоточенностью, подчас мрачностью и болью (исследователи отмечают в Сонате черты «эпитафии или прощания»), лишь иногда оттененной светлыми эпизодами, например, в третьей части. Масштабный четырехчастный цикл (1. Andante assai. 2. Allegro brusco. 3. Andante. 4. Allegrissimo) построен как развернутое эпическое повествование. Первая часть открывается звучанием в характере похоронного марша, в ней выделяются скрипичные пассажи, которые сам Прокофьев определил следующим образом: «это ветер гуляет по кладбищу». Вторая часть возникает как своего рода «демоническое скерцо», в музыкальной ткани которого просматриваются сарказм, ирония, подчас злоба. Третья часть — характерная для Прокофьева светлая и возвышенная, контрастирующая с мрачностью остальных частей. Торжественность финала разрушается периодически возвращающимися «кладбищенскими пассажами» скрипки, не давая ни на миг забыть об основных настроениях Сонаты. Прокофьев в работе с исполнителями объяснял, что Соната должна звучать так, «чтобы люди подскочили на своем месте и спросили: “А не сошли ли вы с ума?”». В 1947 году Прокофьеву за эту Сонату была присуждена Государственная (тогда Сталинская) премия СССР.

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин