27
июня
Пятница
19:00
2014
Стоимость билетов:
500-800 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

К. Дебюсси (1862-1918) «Сиринкс» для флейты соло,
Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» L86
Г. Форе (1845-1924) Фантазия для флейты и фортепиано ор.79
Ф. Пуленк (1899-1963) «Флейтист на скале» для флейты соло,
Соната для флейты и фортепиано FP164

Исполняет – Солист Оркестра Парижа, профессор Парижской Высшей Национальной консерватории
Венсан Люка (флейта)

Ж. Ибер (1890-1962) Две интерлюдии для флейты, скрипки и арфы (переложение для двух флейт и фортепиано)

Исполняет – Солист Оркестра Парижа, профессор Парижской Высшей Национальной консерватории
Венсан Люка (флейта)
Исполняет – лауреат международных конкурсов, доцент
Денис Лупачев (флейта)
II отделение

Дж. Энеску (1881-1955) Кантабиле и престо для флейты и фортепиано
А. Дютийе (1916-2013) Сонатина для флейты и фортепиано

Исполняет – Солист Оркестра Парижа, профессор Парижской Высшей Национальной консерватории
Венсан Люка (флейта)

Ф. Допплер (1821-1883) Анданте и Рондо для двух флейт и фортепиано ор.25

Исполняет – Солист Оркестра Парижа, профессор Парижской Высшей Национальной консерватории
Венсан Люка (флейта)
Исполняет – лауреат международных конкурсов, доцент
Денис Лупачев (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова

IN ENGLISH

О программе концерта

Крупнейший французский композитор–импрессионист Клод Дебюсси в своем творчестве нередко обращался к духовым инструментам для создания образов природы, используя их как в сочинениях для отдельных инструментов, так и в качестве солирующих в оркестровых и камерных ансамблях. Особую художественную задачу при этом выполнял тембр флейты, передающий звучание старинного инструмента в руках мифологических персонажей. Таковыми в наследии композитора стали эпизод в оркестровой прелюдии «Послеполуденный отдых фавна» (1892, в 1912 году Вацлавом Нижинским на музыку прелюдии была поставлена хореографическая картина) и пьеса «Сиринкс» (1913). Фавн, в соответствии с римской мифологией, — лесной полубог, соответствующий Пану в древнегреческой мифологии. Он был влюблен в прекрасную наяду Сиринкс, она же, убегая от него, превратилась в тростинку. В поисках любимой лесной полубог сделал из нескольких тростинок многоствольную флейту (ее называют «флейтой Пана»), на которой исполнял печальные напевы любви. В обоих сочинениях — и в оркестровом, и для флейты–соло — композитор создает образ играющего Пана (Фавна), а необыкновенно выразительные, сумрачные и изысканные, богато орнаментированные мелодии способствуют рождению почти живописных ассоциаций.
Французский композитор Габриэль Форе завоевал известность как один из ярких представителей национального искусства, ученик К. Сен-Санса, директор Парижской консерватории, автор сочинений для многих инструментов, наполненных изяществом, особой красотой и богатством звучания. К. Дебюсси называл его «мастером очарований». Форе был тесно связан с салоном Полины Виардо, где познакомился в свое время со многими деятелями русского искусства, в 1909 году он приезжал с концертами в Россию. Среди многочисленных сочинений композитора – Фантазия для флейты и фортепиано, характерный образец инструментального сочинения Форе. В нем сочетаются мягкая французская лирика и юмористическое отношение к окружающей действительности, темперамент уроженца Юга Франции и доброта мудрого философа, радующегося миру и воспринимающего его таким, каков он есть
Франсис Пуленк, французский композитор, пианист, критик, был одним из ведущих музыкантов знаменитой французской “Шестерки”, автором многочисленных сочинений разных жанров. Созданная в 1956 году Соната для флейты и фортепиано (I. Allegro меlаncolico. II. Cantilena. III. Presto giocoso) предназначалась для флейтиста Ж.–П. Рампаля. Соната, сразу получившая известность, яркая и насыщенна по звучанию, сложная по технике и образному решению, до сих остается одной из самых исполняемых флейтовых сонат.
Пьеса для флейты-соло «Флейтист на скале» была создана Ф. Пуленком в 1942 году, но долгие десятилетия оставалась неопубликованной и практически неизвестной. Написанная как миниатюрная, меланхолическая по складу зарисовка, пьеса в буквальном переводе означающая «Флейтист, убаюкивающий руины» (франц.: «Joueur de flute berce les ruines», англ.: «A flute player lullabies the ruins»), обнаруживает связь с интонациями колыбельной, которые передаются мягким звучанием флейты.
Анри Дютийе принадлежал к числу наиболее заметных фигур современной французской музыки, он был известен своими работами на Национальном радио и телевидении. Сформировавшийся под влиянием Б. Бартока, И. Стравинского и Б. Бриттена, он раскрыл новые возможности каждого из традиционных музыкальных жанров. Критика отмечала: «Его музыка, будь то балеты, концерты или симфонии, помещает перед вами неистовый калейдоскоп инструментальной цветности, и, что выше всего, погружает в мир возвышенного чувства». Сонатина для флейты и фортепиано (I. Allegro. II. Andante. III. Anime) была написана в 1943 году, когда композитор находился в Париже. Сочинение сохраняет черты классической сонаты, традиционно выделяя по значимости первую часть, переводя затем действие в медленную вторую и завершая цикл оживленной финальной частью.
Имя известного французского композитора Андре Жоливе стало известно публике в середине 1930-х годов, когда он, наряду с О. Мессианом и другими музыкантами, создал творческую группу «Молодая Франция», ставящую своей художественной задачей возрождение принципов романтизма. Эти взгляды затем отчетливо проступают в сочинениях Жоливе, наполненных особым отношением к человеку и его переживаниям. Композитор писал: «Я хочу вернуть музыке ее первоначальный античный смысл, когда она была выражением магического и заклинательного начала религии, объединяющей людей». В этом свете становится понятен замысел одного из самых известных сочинений Жоливе — «Песни Линоса», написанной в 1944 году для флейты в сопровождении инструментального ансамбля в составе струнного трио (скрипка, альт, виолончель) и арфы. Линос (или Лин) — герой древнегреческого мифа, сын Аполлона и дочери аргосского царя Псамафы — был отдан своей матерью на воспитание пастухам и разорван собаками. За это бог наслал на Аргос страшную Месть, убивавшую детей. Трагическая судьба Линоса стала темой многих скорбных песен. Ей же посвящено и произведение Жоливе, где «поющим» исполнителем становится флейта, а ей вторят остальные инструменты ансамбля (в сегодняшнем концерте партия сопровождения передана фортепиано).
Инструментальный диптих «Кантабиле и Престо» для флейты и фортепиано была создана румынским композитором Джордже Энеску в 1904 году. Яркий композиторский талант, блистательное исполнительское дарование, незаурядные дирижерские способности сделали Энеску самым крупным музыкантом своей страны, посвятившим ей многие свои сочинения. Девизом композитора были слова: «Цель искусства — вести людей вперед, по пути к лучшему … сколько я буду жить, я буду петь!». Двухчастная концертная композиция «Кантабиле и Престо», построенная на интонациях народных румынских напевов, соединяет разнохарактерные пьесы, где солирующая флейта и вторящее ей фортепиано раскрывают лирическое песенное и активное плясовое начало. Произведение посвящено французскому флейтисту Клоду Таффанелю.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин