27
мая
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
Ко Дню города
I отделение

Т. Альбинони (1671-1751) - Т. Докшицер (1921-2005). Концерт № 4 соль минор
Ф. Лист (1811-1886) - М. Табаков (1877-1956). "Как дух Лауры"
Дж. Леви (1838-1903) - Е.Кольцов(р.1973). "Великорусская фантазия"
Ж. Бара (1882-1963). Фантазия для трубы и фортепиано
К. Хёне (1860-1927). "Славянская фантазия" для трубы и фортепиано
А. Скрябин (1871-1915)- Г. Орвид (1904-1980). Этюд №12 "Патетический"ор.8 
П. Чайковский (1840-1893) - М. Табаков(1877-1956). "Сентиментальный вальс"
П. Чайковский (1840-1893) - М. Табаков(1877-1956). "День ли царит
Дж. Гершвин (1898-1937) - Г.Стоун (1900-1991). Andante и Final из "Рапсодии в стиле блюз"

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Владимир Пинялов (труба)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Варвара Тарасова
II отделение

П. Чайковский (1840-1893). Меланхолическая серенада ор.34
Вальс-скерцо ор.34
Н. Паганини (1782-1840). Каприс №9
 Каприс №24
Р. Щедрин (р.1932). В подражание Альбенису
П. Сарасате (1844-1904). Цапатеадо
У. Кролл (1901-1980). "Банджо и скрипка"

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Полина Борисова (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Варвара Тарасова

Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.

ENGLISH
 

О программе концерта

Традиция инструментальных переложений сочинений разных жанров, как правило, особенно известных и любимых публикой, сложилась уже давно. Аранжированные произведения в новом звучании обретают особую жизнь, обогащаясь новыми смысловыми и тембровыми оттенками. В первом отделении сегодняшнего концерта прозвучит, помимо сочинений, созданных непосредственно для солирующей трубы, ряд переложений наиболее известных произведений разных авторов. Выделим драматическую песню Ф. Листа «Как дух Лауры» (сл. В. Гюго) и романс-гимн П. И. Чайковского «День ли царит» (сл. А. Апухтина), где солирующая труба, заменяющая голос, раскрывает глубокие переживания героев. Инструментальные сочинения, представленные в переложении для трубы, также принадлежат к числу самых известных в наследии своих авторов: Сентиментальный вальс П. И. Чайковского, приобретший, благодаря трубе, твердость и полетность звучания, Фортепианный этюд № 12 А. Н. Скрябина — «Патетический», как определил его композитор, где звук трубы подчеркивает образный строй сочинения. Необычно звучат в переложении для трубы инструментальные произведения разных эпох — творение венецианского мастера эпохи барокко Т. Альбинони, предназначавшего свой опус для ансамбля струнных инструментов, и эпизод знаменитой «Рапсодии в стиле блюз» для фортепиано с оркестром Дж. Гершвина — блистательного, виртуозного сочинения, построенного на джазовых темах.
К числу же произведений, написанных непосредственно для трубы или родственных ей инструментов, относится «Великорусская фантазия» не очень известного композитора Джулса Леви — англо–американского корнетиста (корнет — медный духовой инструмент, близкий трубе). В начале 1870-х годов Леви некоторое время работал в Санкт-Петербурге, где руководил военным оркестром и получил за службу звание «императорского корнетиста». В России им написана «Великорусская фантазия», где звучат знаменитые русские песни и романсы, в том числе «Красный сарафан» А. Варламова.
Жозеф Эдуард Бара принадлежит к группе французских музыкантов, целиком посвятивших себя военному оркестру и создававших сочинения соответствующего репертуара. Известность принесли ему несколько сочинений для солирующих духовых инструментов, в том числе и Фантазия для трубы и фортепиано, написанная в свободной одночастной форме и раскрывающая богатейшие выразительные и технические возможности инструмента.
Карл Хёне был известным солистом–корнетистом и композитором Германии, создававшим сочинения для корнета в характерном для своего времени романтическом стиле, сочетавшем возвышенные чувства и лирические высказывания. «Славянская фантазия», написанная музыкантом в 1899 году в свободной одночастной форме, использует разнохарактерные темы славянских песен — лирических и танцевальных, маршевых и драматических, создающих ощущение череды картин народной жизни.
Произведения для скрипки и фортепиано, включенные в программу, представлены рядом выдающихся произведений струнного репертуара. Две пьесы П. И. Чайковского – «Вальс-скерцо» (ор. 34) и «Размышление» из цикла «Воспоминание о дорогом месте» (ор. 42 № 1) создавались в один период. «Дорогим местом» для композитора стало Браилово — украинское имение Н. Ф. фон Мекк, где гостил Чайковский. Блестящая концертная пьеса «Вальс-скерцо» была написана в 1877 году. Композитор посвятил ее своему ученику по консерватории скрипачу Иозефу Котеку. Яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного композитором жанра вальса. В средний раздел пьесы композитор вводит лирический эпизод, оттененный выразительными, драматически взволнованными интонациями. «Размышление» («Meditation») первоначально предназначалась композитором в качестве второй части Скрипичного концерта, позднее замененной «Канцонеттой». Элегичность высказывания, благородство звучания, отличающее медленные пьесы Чайковского, проявляются и здесь, в полной мере раскрывая программный замысел автора.
Никколо Паганини, выдающийся итальянский скрипач и композитор, с юных лет начал карьеру виртуоза, одновременно создавая многочисленные сочинения для своего инструмента. К жанру каприса («каприччи» - от итальянского capricci) он обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные Паганини 24 каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового, романтического исполнительского стиля, в котором столь ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера. 24 каприса были единственными скрипичными сочинениями, изданными при жизни автора, все остальные увидели свет только после его смерти. В сегодняшнем концерте прозвучат две виртуозных, сложнейших в техническом отношении пьесы. В Каприсе № 9 композитором блистательно воссоздана картина охоты. Здесь скрипка имитирует звучание охотничьих рогов, скачку лошадей, выстрелы охотников. Самый знаменитый же Каприс № 24, построенный как цикл вариаций, входит в репертуар всех скрипачей мира. Его тема была позднее использована многими композиторами, среди которых — Ф. Лист, И. Брамс, С. В. Рахманинов.
Фортепианная пьеса «В подражание Альбенису» была написана Р.К. Щедриным в 1959 году и посвящена супруге, выдающейся балерине Майе Плисецкой. Яркие, темпераментные образы пьесы во многом предвосхищают будущую «Кармен-сюиту», в которой блистательно выступит Плисецкая. Сочинения испанского композитора Исаака Альбениса (1860-1909), известного концертными фортепианными произведениями, широко использующего, по выражению музыканта, «золотые россыпи народного искусства» в сочетании с остросовременными композиторскими приемами, привлекли внимание Щедрина. Он увидел в них возможность представить уже в новом качестве столь значимые для русской музыки, начиная с М.И. Глинки, образы далекой европейской страны. Пьеса существует в переложении для многих инструментов.
Выдающийся испанский скрипач и композитор Пабло Сарасате считался одним из наиболее блестящих виртуозов своего времени, концертировавшим по всему миру, в том числе и в России (начиная с 1876 года). Многие композиторы считали за честь написать сочинения для Сарасате, в числе таких посвященных творений — «Испанская симфония» Э. Лало, Интродукция и Рондо каприччиозо и Третий скрипичный концерт К. Сен-Санса. Для своего инструмента сам Сарасате создал целый ряд сочинений, наибольшую известность среди которых получили «Испанские танцы». «Цапатеадо» включено композитором в опус 23, впервые изданный в 1880 году. Название пьесы связано с одним из традиционных народных танцев Андалузии, оживленным по характеру, написанном в размере 6/8. Для него характерно сочетание активного движения, легкости фактуры и необычного подчеркивания в ритмическом рисунке слабой доли.
Уильям Кролл — известный американский композитор и скрипач, выступавший как солист и как участник многих камерных ансамблей, автор ряда сочинений, среди которых выделяются «Четыре характеристические пьесы для струнного квартета» (1935), «Четыре багатели для струнного квартета» (1943), многочисленные пьесы для скрипки и фортепиано. Одним из самых ярких сочинений Кролла стала написанная в 1945 году блистательная, виртуозная пьеса «Банджо и скрипка» («Banjo and Fiddle», то есть, «Банджо и скрипочка»). Ее часто исполнял на бис в своих концертах знаменитый Яша Хейфец.
 
Проф.З.М.Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Полина Борисова