26
февраля
Среда
19:00
2020
Стоимость билетов:
300-700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
к 210-летию Ф.Шопена
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Ф. Шопен  (1810-1849). Полонез №5 фа-диез минор op. 44

Прелюдии ор. 28
№7 ля мажор
№8 фа-диез минор
№9 ми мажор
№10 до-диез минор
№11 си мажор
№12 соль-диез минор
 
Этюды для фортепиано ор. 10
№10 ля-бемоль мажор – №12 до минор
 
Баллада №4 фа минор ор.52

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Илья Папоян (фортепиано)
II отделение

Ф. Шопен  (1810-1849). Ноктюрн до минор ор. 48 №1

Четыре мазурки ор.30

Соната №3 си минор для фортепиано ор.58 

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Илья Папоян (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

В творчество выдающегося композитора XIX века Фредерика Шопена полонез – танец родной Польши сыграл значимую роль. В сочинениях музыканта он проявился в двух основных видах: как скромный танец и как героический гимн. Полонез фа диез минор ор. 44, созданный в 1841 году, относится ко второй группе, он стал своеобразным манифестом трагической героики в творчестве композитора. Сам Шопен называл его «родом фантазии в форме полонеза», подчеркивая разнохарактерность масштабных эпизодов в структуре сочинения. Действительно, безудержный первоначальный мотив, словно вихрь, сметающий все на своем пути и проходящий через весь Полонез, сменяется картинными эпизодами шествия или идиллией сельской сценки. Но в итоге основной мотив все равно возвращается в завершении сочинения. Свой опус композитор посвятил соотечественнице Людмиле Комар, в замужестве графине Буво–Крайон, члену польского комитета эмигрантов в Париже.
Термин «прелюдия» (в переводе с латинского – «предварительная игра») стал использоваться в музыке позднего Возрождения, где он обозначал пьесы свободные, не скованные традиционными формами. Особую роль прелюдия играла в музыке эпохи барокко, в первую очередь в творчестве И.С. Баха, который использовал ее как форму свободного вступления к фуге или сюите. Совершенно независимым, самостоятельным жанром прелюдия становится в эпоху романтизма, обозначая миниатюрную пьесу свободного содержания и строения. Обращение Ф. Шопена к прелюдии ознаменовало рождение нового фортепианного жанра, художественная цель которого – передать одно психологическое состояние, один образ. Композитор написал в общей сложности 26 прелюдий, 24 из которых организованы им в единый цикл (ор. 28), использующий все тональности.
Данный цикл ор. 28 стал одним из самых поразительных по красоте, богатству, разнообразию инструментальных сборников эпохи романтизма. Основная часть пьес была написана Шопеном с 1836 по 1839 годы в Париже, в период безусловного утверждения его гениального дарования. Шопен установил порядок изложения прелюдий по квинтовому кругу с чередованием параллельных – мажорных и минорных – тональностей. Пьесы разнообразны по содержанию, по жанровым связям, по богатству вокальных и инструментальных интонаций. Все 24 прелюдии образуют единый цикл, где каждой пьесе отведена особая функция, и все они взаимосвязаны. Б. В. Асафьев писал: «Шопен создал свои гениальные прелюдии — 24 кратких слова, в которых сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет, озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвется и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали».
Некоторые прелюдии композитор объединяет в микроциклы. Так, своеобразную пару создают Прелюдии А-dur и fis-moll, где формируется особое соотношение мажорной и минорной пьес: первая звучит спокойно, неторопливо, напоминая изящную мазурку, вторая, напротив, – взволнованно, импульсивно; не случайно некоторые биографы композитора ввели для название «Буря на Майорке». Прелюдия Е-dur отчетливо обнаруживает черты мужественного марша, прелюдия cis-moll, напротив, построена на выразительных нисходящих пассажах, словно имитирующих звучание народных инструментов. Прелюдия Н-dur воспринимается как хрупкая, изящная миниатюра, а прелюдия gis-moll – как образец драматической пьесы с характерными романтическими интонациями и трагическим мироощущением.
Традиционные жанры предстают у Ф. Шопена в обновленном виде. Эта тенденция затронула и этюд: обычная техническая пьеса у композитора преобразилась в сложнейшую пьесу, в которой определенная исполнительская задача направлена, в первую очередь, на создание художественного образа. Ф. Шопен был вдохновлен опытом итальянского виртуоза Н. Паганини, превратившего экзерсисы в концертные пьесы. Все 27 этюдов, написанных Ф. Шопеном (они составляют две тетради op. 10 и op. 25),  пианистически очень сложны и одновременно поэтически возвышенны. Этюды op. 10, созданные в 1829-1832 годах, Ф. Шопен посвятил Ф. Листу, которого называл одним из лучших исполнителей своих сочинений. Этюд Аs dur (Vivace assai) открывает для исполнителя возможность продемонстрировать владение разнообразными штрихами (стаккато, легато), образно представляя собой выразительную картину-пейзаж. Этюд c moll (Allegro con fuoco) часто называют «Революционным», он был написан после трагических событий в Польше. Интересно фактурное решение, найденное Ф. Шопеном: тема, построенная на коротких, многократно повторяемых мотивах, воспринимается как призыв и отчаяние; она звучит на фоне бурных пассажей арпеджированных аккордов сопровождения, создающих ощущение трагедийности и протеста.
Ф. Шопена закономерно считают одним из создателей жанра инструментальной баллады, возникшей как отзвук на выдающиеся поэтические творения И.-В. Гете, Г. Гейне, А. Мицкевича. В написанных композитором в разные годы четырех балладах нет конкретной программы, но в них воплотился характерный для романтиков интерес к историческому прошлому, к фольклорным материалам, к элементам фантастики. Святослав Рихтер, выдающийся интерпретатор музыки Ф. Шопена, выразил свое отношение к сочинениям предельно кратко: «Четыре баллады — четыре неба».
Все баллады Ф. Шопена написаны в совершенно новых для музыкального искусства свободных формах. Одночастные по структуре, они соединяют в себе в то же время черты сонаты, вариаций и других жанров. Четвертая баллада f moll, возникшая в 1842 году и посвященная 17-летней пианистке, красавице баронессе Шарлотте де Ротшильд, раскрывает столь значимые для композитора темы Польши, где сплетаются драматические и пейзажные образы, слышны интонации народных песен и танцев. Все это разворачивается перед слушателем в повествовательном ключе, словно давая возможность ощутить беспредельную красоту звуковой картины. Открывающее Балладу традиционное вступление — образ сказителя, из его темы-запева вырастает дальнейшее повествование, где настроения сменяют друг друга, создавая в целом волшебную и одновременно драматическую музыкальную картину.
Жанр ноктюрна («ночной песни») представлен в творчестве Ф. Шопена самыми лирическими его пьесами. Все ноктюрны (композитором в течение жизни создано около 20 сочинений) отличаются поэтичностью, возвышенностью, романтичностью в выражении чувств. Такие настроения определяют художественное содержание каждого из произведений, но Ф. Шопену удается по-разному его передать. Ноктюрн c moll ор. 48 № 1 был создан в 1841 году и посвящен ученице композитора — «а Mademoiselle Laure Duperre». Он стал одним из самых необычных произведений композитора в данном жанре: мягкая, лирическая «ночная песня» уступает место медленному шествию, возникающему из-за введения в аккомпанементе с самого начала элемента маршевости. Рождающаяся на этом фоне тема – сначала кроткая, слабая, но постепенно приобретающая все более драматичный оттенок – придает всей пьесе характер, сильно отдаляющий ее от первоначального содержания; из салонной пьесы ноктюрн превращается в эмоционально насыщенную звуковую картину, трагичность и безысходность которой блистательно передана в завершающих тактах.
В своем творчестве Ф. Шопен обращался к жанру мазурки чаще всего, создав около 60-ти произведений; не случайно последним сочинением композитора стала именно мазурка. К тому же элементы этого польского танца часто проникают в другие сочинения Ф. Шопена, как бы «просвечивая» сквозь их музыкальную ткань. Мазурка стала для композитора символом Родины, ее обобщенным образом. По сравнению с остальными сочинениям Ф. Шопена мазурки более скромны, в них почти нет виртуозного блеска, здесь на первый план выходит утонченность, одухотворенность, изящество. Четыре мазурки ор. 30 были написаны мастером в 1835–1837 годах. Первая из них (c moll) представляет собой сдержанную по характеру миниатюру, где черты мазурки соединяются с элементами еще одного национального танца – куявяка. Вторая мазурка (h moll) контрастна первой по настроению. Она подчеркнуто темпераментна, стремительна, в ней композитор словно ищет новые выразительные приемы. Третью мазурку (Des dur) Б. В. Асафьев рассматривал как «яркий праздничный цветок, пробуждающий ощущение заискрившихся солнечных лучей». Четвертая мазурка (cis moll) относится к группе масштабных пьес, приближающихся к поэме. В ней отчетливо слышны ностальгические нотки, композитор детально раскрывает трагизм переживаний, словно всплывающих непроизвольно в праздничной атмосфере бала.
В наследии Ф. Шопена выделяются три фортепианные сонаты, созданные им в разные периоды творчества. Наибольшую известность получила вторая соната с ее знаменитым траурным маршем. Третья соната была написана композитором в 1844 году, и по характеру она является антиподом второй: вместо драматизма, даже трагичности звучания здесь на первый план выходит светлая умиротворенность, спокойствие и красота. Композитор сохраняет в Сонате четырехчастность строения, но наделяет ее новым драматургическим замыслом, невероятной мелодической щедростью, образной и структурной законченностью каждой части. Первая часть (Allegro mаestoso), вопреки активной, мужественной главной партии, утверждает гораздо бо́льшую значимость другой – побочной партии с ее выразительным певучим характером, воскрешающим в памяти ноктюрны композитора. Вторая часть – вихревое Скерцо (Molto vivace) с медленным средним эпизодом в духе хорала, проносится стремительно, рождая ощущение мгновенного порыва. Третья часть – неторопливое Largo, в котором слышны черты полонеза, сменяющиеся в среднем разделе еще одним умиротворенно-созерцательным эпизодом. Финал (Presto non tanto) впервые рождает ощущение тревоги, драматического напряжения, но тем убедительнее звучит его разрешение в коде. Свое сочинение композитор посвятил графине Эмилии Пертуи.
 
Профессор З. М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин