25
декабря
Среда
19:00
2019
Стоимость билетов:
400-800 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

К.М. фон Вебер (1786-1826). "Приглашение к танцу" op.65
К.М. фон Вебер (1786-1826).
Концертино для кларнета с оркестром ми-бемоль мажор op.26 
Д. Мийо (1892–1974).
Сюита «Скарамуш»для кларнета с оркестром op.165c
 

Солист – лауреат международных конкурсов, стипендиат Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного Банка «Россия»
Никита Лютиков (кларнет)
II отделение

П. Чайковский (1840-1893). Концерт для скрипки с оркестром ор.35
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Равиль Ислямов (скрипка)

Симфонический оркестр государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России, Александр Чернушенко

Дирижер – Народный артист России Максим Федотов

IN ENGLISH

О программе концерта

Крупнейший немецкий композитор-романтик и дирижер Карл Мария фон Вебер, автор всемирно известной оперы «Волшебный стрелок», приобрел популярность, благодаря фортепианному произведению «Приглашение к танцу», написанному им в 1819 году. Блестящая программная романтическая пьеса — словно эпизод бала, основу которого составляет поэтический образ вальса. Вебер рассказал одному из своих друзей сюжет музыкальной пьесы: лаконичное медленное вступление изображает встречу на балу юноши и девушки, следующая далее череда эпизодов передает их диалог, в конце же — расставание, на смену бурному вальсу приходит тишина. Идея вальса как изображение бала была подхвачена многими композиторами, в том числе русскими — М.И. Глинкой (Вальс-фантазия) и П.И. Чайковским (Симфония № 5).
 
В наследии Карла-Марии фон Вебера произведения для кларнета играют важную роль. Им создано два Концертино и два Концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано. Почти все они были написаны в течение одного, 1811, года. Важное место среди них отводится Концертино для кларнета с оркестром ми-бемоль мажор. Создание Вебером сочинений для кларнета было во многом обусловлено дружбой с исполнителем-виртуозом Генрихом Бёрманом, который открыл композитору великолепные возможности кларнета. Вебер охотно включал кларнет в свои партитуры, поручая ему выразительные соло в оперных и симфонических опусах. Концертино (небольшой концерт) ми-бемоль мажор обнаруживает целый ряд особенностей, характерных уже для романтического искусства: оно написано как масштабная одночастная композиция с внутренне контрастными разделами (1. Adagio ma non troppo. 2. Andante. 3. Allegro). Основные темы Концертино построены на интонациях немецких народных песен, естественно определивших особенности музыкального языка композитора во всех его сочинениях. В произведении очевидно стремление Вебера к созданию свободной, фантазийной композиции, столь значимой в творчестве всех романтиков.
 
Дариус Мийо — известный французский композитор, педагог и музыкальный критик, один из членов знаменитой «Шестерки», автор значительного количества произведений разных жанров (им написано около 500 опусов). Как композитор, он испытал на себе влияние разных, современных ему художественных течений, его музыка пронизана элементами конструктивизма, в произведениях ярко проявляются и джазовые черты. Сюита  «Скарамуш» для двух фортепиано была написана в 1937 году, а уже в 1939 году автором была создана редакция сочинения для кларнета с оркестром (фортепиано). Скарамуш — персонаж итальянской комедии дель арте, балагур и весельчак, ставший героем знаменитого романа Р. Саббатини. Каждая часть сюиты — словно эпизод, в котором главный герой раскрывается в разных ситуациях. Озорная первая часть (Vif) строится на картинном чередовании стремительных и относительно спокойных эпизодов. Вторая часть (Modere) — лукавая лирическая сценка, где грациозность соседствует с неуклюжестью. В последней части сюиты проявилось увлечение Д. Мийо бразильскими песнями и танцами; в качестве финала композитор вводит «Бразильеру» — зажигательную самбу с ее феерическими вариациями и неподражаемой ритмикой.
 
В наследии Петра Ильича Чайковского произведения для скрипки занимают сравнительно небольшое место, но каждое из них получило широкую известность и вошло в репертуар выдающихся исполнителей России и мира. Скрипичный концерт был написан композитором в 1878 году. К созданию произведения композитор подошел, уже будучи автором нескольких концертных сочинений, в том числе Первого концерта для фортепиано с оркестром и Вариаций на тему рококо для виолончели с оркестром, завоевавших подлинное признание профессионалов и любителей музыки. Исполнителем и пропагандистом Скрипичного концерта в Европе и в России стал венский скрипач Адольф Бродский, которому композитор посвятил свой опус. Сочинение Чайковского сейчас называют первым классическим русским концертом для скрипки с оркестром. Партия скрипки в произведении характеризуется блестящей виртуозностью; композитор намеренно подчеркивает значимость партии солиста, используя при этом все возможности инструмента. Образный строй концерта отличается светлым колоритом, он лишен драматизма, который характерен для сочинений Чайковского, создававшихся в те же годы, в частности, Симфонии № 4. Три части Концерта последовательно раскрывают авторский замысел: сложная, многоплановая, насыщенная первая часть (Allegro moderato) сменяется задумчивой, лирической второй частью (Andante), которую композитор определил как «Канцонетта», то есть маленькая канцона, небольшая напевная вокальная или инструментальная пьеса. Завершает сочинение блестящий финал (Allegro vivacissimo), в котором представлена картина яркого праздника.
 
Профессор З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин