25
ноября
Среда
19:00
2020
Стоимость билетов:
350-400 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
ОНЛАЙН-концерт

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН
 1 февраля 19.45

В. А. Моцарт (1756–1791).
Концерт №27 для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор KV595

Солистка – лауреат международных конкурсов
Елизавета Украинская (фортепиано)

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН
1 февраля 19.00
К. Дебюсси (1862-1918).
 Рапсодия для оркестра и саксофона L.98

Солист
Владислав Минеев (саксофон)

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН
1 февраля 19.15
С. Танеев (1856-1915).
Канцона для кларнета и струнного оркестра (1883)
Б. Чайковский (1925-1996).
Концерт для кларнета и камерного оркестра ля мажор (1957)

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Васильев (кларнет)

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Концерт № 27 для фортепиано с оркестром си бемоль мажор – последнее произведение данного жанра в творчестве В.А. Моцарта. Произведение было написано в 1791 году – незадолго до кончины композитора. В этот период В.А. Моцарт создал еще два своих шедевра: «Волшебную флейту» и «Реквием», что, несомненно, оказало влияние на образный строй Концерта. Сочинение отличается удивительной органичностью и соразмерностью в построении цикла и соотношении фортепианной и оркестровой партий. Трехчастное строение Концерта (AllegroLarghettoAllegro), традиционно опирающееся на образный и темповый контраст, усиливается, благодаря особой значимости масштабной, динамичной первой части и дополняющих ее лирической второй и непосредственной, с элементами танцевальности, третьей. Развернутые каденции в первой и третьей частях В.А. Моцарт написал сам. Они обнаруживают очевидную связь с тематизмом каждой части, открывают блестящее мастерство композитора в преобразовании ведущих интонаций, демонстрируют импровизационность и виртуозное владение инструментом.
 
Выдающийся французский композитор-импрессионист Клод Дебюсси в своем творчестве часто обращался к музыкальным жанрам, позволявшим ему формировать свободные композиции, где на первый план выходили яркие темы, предстающие в разнохарактерном, многоплановом облике, и где ясно ощущалось стремление, по наблюдениям современников, к поискам чего-то странного и необычного. Особое место среди них занимают рапсодии — свободные фантазии, написанные для разных составов и инструментов. Одночастная «Рапсодия для саксофона с оркестром» создавалась композитором на протяжении ряда лет — с 1901 по 1908 годы; Дебюсси неоднократно возвращался к сочинению, внося все новые и новые штрихи и находя необычные нюансы. Особый тембр саксофона, способного передать оттенки человеческих эмоций и образов природы, позволил композитору написать сочинение, в котором чередуются лирические и скерцозные мотивы, психологически–углубленные повествования и пейзажные зарисовки.
 
Канцона для кларнета и струнного оркестра была написана известным русским композитором, учеником и другом П.И. Чайковского Сергеем Ивановичем Танеевым в 1883 году, когда музыкант еще делал первые шаги на композиторском поприще. Канцона (в переводе с итальянского — песня) как самостоятельный жанр, первоначально вокальный, постепенно стал также инструментальным, сохранив свою песенную природу и всегда опираясь на выразительную мелодию. Уже завоевав известность, С.И. Танеев еще раз обратится к этому жанру, создав романс на стихи Данте «Канцона XXXII». Канцона для кларнета представляет собой выразительную лирическую пьесу, где первая тема близка баркароле — песне венецианского гондольера, и она будет господствовать на протяжении всего произведения. Звучание кларнета, насыщенное разноплановыми виртуозно-техническими приемами, передает мельчайшие оттенки возвышенного чувства. 25 ноября исполняется 164 года со дня рождения композитора.
 
Борис Александрович Чайковский – русский композитор второй половины XX века. Он известен как автор четырех симфоний, ряда инструментальных концертов, одночастных симфонических произведений, шести струнных квартетов, музыки для кино и других сочинений. Владение разнообразными композиторскими стилями, прекрасное знание современных музыкальных направлений не заслонили главного в сочинениях композитора – их национальной природы, рождавшейся не в регулярном цитировании народных песен или создании «псевдорусских» произведений, а глубинном национальном слышании современных проблем. Эти качества отличают Концерт для кларнета и камерного оркестра, написанный в 1957 году. Б.А. Чайковский известен как автор четырех инструментальных концертов (кроме Концерта для кларнета им написаны Концерты для фортепиано, для виолончели, для скрипки с оркестром), где он каждый раз переосмысливает композицию сочинения. Трехчастное строение Концерта для кларнета он решает своеобразно: за медленной первой частью следуют две быстрые (ModeratoVivaceAllegro), где «центром притяжения» выступает стремительная вторая часть. Все три части построены на темах инструментального характера, в которых очевидны народно-песенные истоки; они слышны уже в первых тактах произведения, где кларнет проводит выразительную, певучую тему, близкую фольклорной. Каждый эпизод произведения поражает смелостью звучания, яркостью концертных приемов, виртуозностью, но в то же время экономностью выразительных средств. Партия солиста, насыщенная сложными приемами, требует от исполнителя высокого профессионализма, умения не только вести монолог, но и создавать органичный ансамбль в соединении с оркестром.
Профессор З.М. Гусейнова

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин