300-500 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
И. С. Бах (1685-1750).
Чакона из Партиты №2 для скрипки соло ре минор
Н. Паганини (1782-1840). Каприсы для скрипки соло op.1
№17 ми-бемоль мажор - №24 ля минор
П. Чайковский (1840-1893).
Вальс-скерцо до мажор op.34 (ред. В. Безекирского)
Ф. Крейслер (1875-1962).
«Китайский тамбурин» из цикла «Старые венские мелодии»
Ф. Ваксман (1906-1967).
«Кармен-фантазия» для скрипки и фортепиано (1946)
Равиль Ислямов (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Ирина Рюмина
II отделение
И. С. Бах (1685-1750).
Прелюдия и фуга ми минор («Хорошо темперированный клавир», т. II)
Л. ван Бетховен (1770-1827). Соната №30 для фортепиано ми мажор op.109
Р. Шуман (1810-1856). Три романса для фортепиано op.28
П. Чайковский (1840-1893). Тема и вариации фа мажор op.19 №6
Илья Папоян (фортепиано)
О программе концерта
Чакона, характерная для инструментальной музыки эпохи барокко, представляет собой полифонические вариации на тему, повторяющуюся в басу, верхние голоса при этом разнообразно варьируются. Очень быстро чакона стала составной частью инструментальных циклов, к ней обращался И.С. Бах, включая ее в свои сочинения. Самую большую известность приобрела у него Чакона из партиты № 2 для скрипки соло, отличающаяся особой трагичностью и драматической глубиной. Ее звучание поражало воображение многих музыкантов и поэтов, ее отмечала в своих стихах Анна Ахматова, в том числе — в стихотворении «Сон», созданном в 1956 году:
А мне в ту ночь приснился твой приезд,
Он был во всем... И в баховской Чаконе,
И в розах, что напрасно расцвели...
К жанру каприса («каприччи» — от итальянского capricci) выдающийся итальянский скрипач Никколо Паганини обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные композитором 24 каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового, романтического исполнительского стиля, в которых столь ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера. 24 каприса были единственными скрипичными сочинениями, изданными при жизни автора, все остальные увидели свет только после его смерти. В сегодняшнем концерте прозвучат Каприс № 17 ми-бемоль мажор (Sostenuto – Andante), представляющий собой своеобразную жанровую сценку, и одна из самых известных пьес — Каприс № 24 (Quasi Presto). Это сочинение построено как тема с 11–ю вариациями, завершающимися финалом. Каприс № 24 считается одним из самых трудных сочинений скрипичного репертуара, требующим от исполнителя владения многими техническими приемами. И сам Каприс, и его основная тема в дальнейшем подвергались многочисленным обработкам, вдохновляя Ф. Листа, И. Брамса, С. В. Рахманинова и других композиторов на создание собственных сочинений на тему Паганини.
Блестящая концертная пьеса П.И. Чайковского «Вальс-скерцо» (ор. 34). была написана в 1877 году. Композитор посвятил ее своему ученику по консерватории скрипачу Иозефу Котеку. Яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного композитором жанра вальса. В средний раздел пьесы композитор вводит лирический эпизод, оттененный выразительными, драматически взволнованными интонациями. Редакцию скрипичной партии пьесы в свое время осуществил известный русский виртуоз В. В. Безекирский (1835–1919).
Фриц Крейслер — выдающийся австро-американский скрипач и композитор, один из наиболее любимых публикой виртуозов первой половины ХХ века. Он неоднократно гастролировал в России, играл вместе с В. Сафоновым, С. Рахманиновым, И. Гофманом, С. Кусевицким. Крейслер был широко известен и как композитор, автор, в первую очередь, сочинений для скрипки — эффектных, виртуозных, неизменно вызывающих слушательский интерес. «Китайский тамбурин», написанный им в 1910 году, стал данью увлечения европейцами китайской экзотикой, намерением воссоздать в своих произведениях восточный колорит. Сочинение в настоящее время является своеобразной «визитной карточкой» Крейслера, ярко передавшего в своих сочинениях виртуозный стиль венской школы.
Написанная в 1874 году опера Жоржа Бизе «Кармен» до наших дней остается одним из самых исполняемых сочинений мирового музыкального репертуара. Сильные человеческие характеры, неистовые страсти, увлекательная интрига, блистательная музыка и щедрость выразительных мелодий притягивают взоры музыкантов, создающих на основе оперы многочисленные сюиты, фантазии, аранжировки. К их числу относится американский композитор и дирижер польского происхождения Франц Ваксман, автор Фантазии на темы из оперы, и в Фантазию введены все основные темы — хабанера и сегидилья Кармен, куплеты Эскамильо и другие яркие мелодии.
Среди многочисленных клавирных сочинений Иоганна Себастьяна Баха особое место занимает «Хорошо темперированный клавир» — один из первых в истории музыки опытов художественного применения темперированного строя инструмента. Бах, создавая произведение, ставил перед собой совершенно определенную цель – ознакомить играющих на клавире со всеми 24 мажорными и минорными тональностями и продемонстрировать несомненное преимущество новой темперированной настройки клавишных инструментов перед общепринятым натуральным строем. Композитор дважды обращался к этой идее, в результате чего им были созданы два тома «Хорошо темперированного клавира» (первый относится к 1722 году, второй — к 1744; оба тома объединяют произведения разных лет). В каждом томе представлено по 24 микроцикла, включающих по две пьесы — прелюдию и фугу в одной из 24-х тональностей, расположенных попарно по восходящей хроматической гамме. В фугах нашло отражение высокое мастерство Баха — непревзойденного полифониста, прелюдии же, в соответствии с названием жанра, рассматривались многими композиторами-предшественниками как вступительный эпизод («pre ludus» переводится как «перед игрой»). Но Бах сумел создать свои прелюдии как выразительные пьесы, несущие большой художественный смысл. Часто в основе прелюдий Баха лежат танцевальные элементы, и в прелюдии e–moll, написанной в характере оживленной куранты, развивается один мотив, приобретающий с каждым проведением новые оттенки. Трехголосная фуга словно продолжает звучание прелюдии, она близка ей по характеру, но более активна и энергична. Тема, положенная в основу фуги — одна из самых протяженных во всем «Хорошо темперированном клавире» (шесть тактов), композитор подвергает ее многочисленным полифоническим преобразованиям.
Фортепианная соната № 30 выдающегося немецкого композитора Людвига ван Бетховена принадлежит к числу последних сочинений музыканта в этом жанре (всего им, как известно, написано 32 сонаты) и посвящена Максимилиане Брентано. Созданная в 1820 году, Соната в полной мере отразила черты позднего стиля Бетховена, что проявилось в более свободной трактовке сонатного цикла, введении самостоятельных эпизодов, усилении контраста между основными разделами. В сочинении преобладает лирическая образность, господствующая на протяжении цикла. Соната близка по характеру и строению к типу фантазии. Первая часть, в которой обозначено присутствие с самого начала двух контрастных элементов (Vivace ma non troppo — Adagio expressivo), уходит от традиционного сонатного аллегро, свободно развивая основные темы. Вторая часть (Prestissimo) также разрушает каноническое строение: вместо обычного медленного лирического раздела звучит порывистое, стремительное скерцо с оттенком суровой героики. При изложении темы третьей части (Andante molto cantabile ed espressivo) Бетховен вводит, помимо итальянского обозначения, еще уточнение на немецком языке: «Gesangvoll, mit innigster Empfindung» («Певуче, с задушевнейшим чувством»). Эта часть композитором решена как цикл Темы с шестью разнохарактерными вариациями – то лирически-спокойными, то драматически-взволнованными, где используются многообразные гармонические, полифонические, фактурные приемы развития темы. Завершает цикл вариаций и сонату в целом последняя вариация, возвращающая слушателей к образам первой части и утверждающая ее основные идеи.
Созданный Р. Шуманом в 1838-39 годах цикл Три романса для фортепиано ор. 28 относится к числу сочинений, который сам автор очень любил. Несмотря на жанровое определение («романс»), пьесы в своем тематическом решении ближе к инструментальному типу мелодии, чем вокальному. Наполненная фортепианная фактура словно вбирает в себя мелодические элементы, лишь эпизодически выдвигая солирующую тему на первый план. Пьесы в цикле образуют симметричную форму, где крайние быстрые части, обозначенные как сходные по характеру (обе они сопровождаются ремарками Sehr markiert , то есть Очень отчетливо), обрамляют необычную среднюю, исполнение которой композитором указано как Einfach (Просто). Эта пьеса очень короткая (всего 34 такта), в авторской версии записанная очень необычно – на трех нотных строках. Лиричность ее содержания подчеркнута элементами баркаролы, возникающими на протяжении пьесы. Третий романс – самый протяженный и сложный по строению. Он решен в форме рондо, где рефрен (основная, повторяющаяся тема) возвращается, сопровождаясь авторским указанием «Интермеццо I» и «Интермеццо II», перемежаясь выразительными эпизодами. Сочинение композитор посвятил одному из поклонников своего искусства – графу Г. Ройсс-Кострицу.
В 1873 году П.И. Чайковский создает «Шесть пьес» для фортепиано опуса 19. Цикл, включающий разнохарактерные, выразительные пьесы, завершался «Темой с вариациями». Простая, безыскусная мелодия мягкого, напевного характера представлена здесь в 12 разнохарактерных вариациях, обретая в каждой из них многочисленные оттенки: она звучит поочередно как лирическое высказывание, виртуозная токката, блестящее аллегро и др. Некоторые из вариаций Чайковский сопроводил уточнением: «В стиле мазурки» (9 вариация), «В стиле Шумана» (11 вариация), создавая таким образом дополнительные музыкальные аллюзии. Завершает цикл бравурная кода, утверждающая преображенный характер темы. Пьесы цикла ор. 19 посвящена различным друзьям и коллегам, «Тему с вариациями» композитор посвятил друг.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин