25
мая
Четверг
19:00
2023
Стоимость билетов:
300-500 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

И. С. Бах (1685-1750).
Чакона из Партиты №2 для скрипки соло ре минор 

Н. Паганини (1782-1840). Каприсы для скрипки соло op.1
№17 ми-бемоль мажор - №24 ля минор

П. Чайковский (1840-1893).
Вальс-скерцо до мажор op.34 (ред. В. Безекирского)

Ф. Крейслер (1875-1962).
«Китайский тамбурин» из цикла «Старые венские мелодии»

Ф. Ваксман (1906-1967).
«Кармен-фантазия» для скрипки и фортепиано (1946)
 

Исполняет – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Равиль Ислямов (скрипка)
Партия фортепиано – дипломант международных конкурсов Ирина Рюмина
II отделение

И. С. Бах (1685-1750).
Прелюдия и фуга ми минор («Хорошо темперированный клавир», т. II)

Л. ван Бетховен (1770-1827). Соната №30 для фортепиано ми мажор op.109

Р. Шуман (1810-1856). Три романса для фортепиано op.28

П. Чайковский (1840-1893). Тема и вариации фа мажор op.19 №6
 

Исполняет – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Илья Папоян (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Чакона, характерная для инструментальной музыки эпохи барокко, представляет собой полифонические вариации на тему, повторяющуюся в басу, верхние голоса при этом разнообразно варьируются. Очень быстро чакона стала составной частью инструментальных циклов, к ней обращался И.С. Бах, включая ее в свои сочинения. Самую большую известность приобрела у него Чакона из партиты № 2 для скрипки соло, отличающаяся особой трагичностью и драматической глубиной. Ее звучание поражало воображение многих музыкантов и поэтов, ее отмечала в своих стихах Анна Ахматова, в том числе — в стихотворении «Сон», созданном в 1956 году:
А мне в ту ночь приснился твой приезд,
Он был во всем... И в баховской Чаконе,
И в розах, что напрасно расцвели...

К жанру каприса («каприччи» — от итальянского capricci) выдающийся итальянский скрипач Никколо Паганини обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные композитором 24 каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового, романтического исполнительского стиля, в которых столь ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера. 24 каприса были единственными скрипичными сочинениями, изданными при жизни автора, все остальные увидели свет только после его смерти. В сегодняшнем концерте прозвучат Каприс № 17 ми-бемоль мажор (Sostenuto – Andante), представляющий собой своеобразную жанровую сценку, и одна из самых известных пьес — Каприс № 24 (Quasi Presto). Это сочинение построено как тема с 11–ю вариациями, завершающимися финалом. Каприс № 24 считается одним из самых трудных сочинений скрипичного репертуара, требующим от исполнителя владения многими техническими приемами. И сам Каприс, и его основная тема в дальнейшем подвергались многочисленным обработкам, вдохновляя Ф. Листа, И. Брамса, С. В. Рахманинова и других композиторов на создание собственных сочинений на тему Паганини.

Блестящая концертная пьеса П.И. Чайковского «Вальс-скерцо» (ор. 34). была написана в 1877 году. Композитор посвятил ее своему ученику по консерватории скрипачу Иозефу Котеку. Яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного композитором жанра вальса. В средний раздел пьесы композитор вводит лирический эпизод, оттененный выразительными, драматически взволнованными интонациями. Редакцию скрипичной партии пьесы в свое время осуществил известный русский виртуоз В. В. Безекирский (1835–1919).

Фриц Крейслер — выдающийся австро-американский скрипач и композитор, один из наиболее любимых публикой виртуозов первой половины ХХ века. Он неоднократно гастролировал в России, играл вместе с В. Сафоновым, С. Рахманиновым, И. Гофманом, С. Кусевицким. Крейслер был широко известен и как композитор, автор, в первую очередь, сочинений для скрипки — эффектных, виртуозных, неизменно вызывающих слушательский интерес. «Китайский тамбурин», написанный им в 1910 году, стал данью увлечения европейцами китайской экзотикой, намерением воссоздать в своих произведениях восточный колорит. Сочинение в настоящее время является своеобразной «визитной карточкой» Крейслера, ярко передавшего в своих сочинениях виртуозный стиль венской школы.

Написанная в 1874 году опера Жоржа Бизе «Кармен» до наших дней остается одним из самых исполняемых сочинений мирового музыкального репертуара. Сильные человеческие характеры, неистовые страсти, увлекательная интрига, блистательная музыка и щедрость выразительных мелодий притягивают взоры музыкантов, создающих на основе оперы многочисленные сюиты, фантазии, аранжировки. К их числу относится американский композитор и дирижер польского происхождения Франц Ваксман, автор Фантазии на темы из оперы, и в Фантазию введены все основные темы — хабанера и сегидилья Кармен, куплеты Эскамильо и другие яркие мелодии.

Среди многочисленных клавирных сочинений Иоганна Себастьяна Баха особое место занимает «Хорошо темперированный клавир» — один из первых в истории музыки опытов художественного применения темперированного строя инструмента. Бах, создавая произведение, ставил перед собой совершенно определенную цель – ознакомить играющих на клавире со всеми 24 мажорными и минорными тональностями и продемонстрировать несомненное преимущество новой темперированной настройки клавишных инструментов перед общепринятым натуральным строем. Композитор дважды обращался к этой идее, в результате чего им были созданы два тома «Хорошо темперированного клавира» (первый относится к 1722 году, второй — к 1744; оба тома объединяют произведения разных лет). В каждом томе представлено по 24 микроцикла, включающих по две пьесы — прелюдию и фугу в одной из 24-х тональностей, расположенных попарно по восходящей хроматической гамме. В фугах нашло отражение высокое мастерство Баха — непревзойденного полифониста, прелюдии же, в соответствии с названием жанра, рассматривались многими композиторами-предшественниками как вступительный эпизод («pre ludus» переводится как «перед игрой»). Но Бах сумел создать свои прелюдии как выразительные пьесы, несущие большой художественный смысл. Часто в основе прелюдий Баха лежат танцевальные элементы, и в прелюдии e–moll, написанной в характере оживленной куранты, развивается один мотив, приобретающий с каждым проведением новые оттенки. Трехголосная фуга словно продолжает звучание прелюдии, она близка ей по характеру, но более активна и энергична. Тема, положенная в основу фуги — одна из самых протяженных во всем «Хорошо темперированном клавире» (шесть тактов), композитор подвергает ее многочисленным полифоническим преобразованиям.

Фортепианная соната № 30 выдающегося немецкого композитора Людвига ван Бетховена принадлежит к числу последних сочинений музыканта в этом жанре (всего им, как известно, написано 32 сонаты) и посвящена Максимилиане Брентано. Созданная в 1820 году, Соната в полной мере отразила черты позднего стиля Бетховена, что проявилось в более свободной трактовке сонатного цикла, введении самостоятельных эпизодов, усилении контраста между основными разделами. В сочинении преобладает лирическая образность, господствующая на протяжении цикла. Соната близка по характеру и строению к типу фантазии. Первая часть, в которой обозначено присутствие с самого начала двух контрастных элементов (Vivace ma non troppo — Adagio expressivo), уходит от традиционного сонатного аллегро, свободно развивая основные темы. Вторая часть (Prestissimo) также разрушает каноническое строение: вместо обычного медленного лирического раздела звучит порывистое, стремительное скерцо с оттенком суровой героики. При изложении темы третьей части (Andante molto cantabile ed espressivo) Бетховен вводит, помимо итальянского обозначения, еще уточнение на немецком языке: «Gesangvoll, mit innigster Empfindung» («Певуче, с задушевнейшим чувством»). Эта часть композитором решена как цикл Темы с шестью разнохарактерными вариациями – то лирически-спокойными, то драматически-взволнованными, где используются многообразные гармонические, полифонические, фактурные приемы развития темы. Завершает цикл вариаций и сонату в целом последняя вариация, возвращающая слушателей к образам первой части и утверждающая ее основные идеи.

Созданный Р. Шуманом в 1838-39 годах цикл Три романса для фортепиано ор. 28 относится к числу сочинений, который сам автор очень любил. Несмотря на жанровое определение («романс»), пьесы в своем тематическом решении ближе к инструментальному типу мелодии, чем вокальному. Наполненная фортепианная фактура словно вбирает в себя мелодические элементы, лишь эпизодически выдвигая солирующую тему на первый план. Пьесы в цикле образуют симметричную форму, где крайние быстрые части, обозначенные как сходные по характеру (обе они сопровождаются ремарками Sehr markiert , то есть Очень отчетливо), обрамляют необычную среднюю, исполнение которой композитором указано как Einfach (Просто). Эта пьеса очень короткая (всего 34 такта), в авторской версии записанная очень необычно – на трех нотных строках. Лиричность ее содержания подчеркнута элементами баркаролы, возникающими на протяжении пьесы. Третий романс – самый протяженный и сложный по строению. Он решен в форме рондо, где рефрен (основная, повторяющаяся тема) возвращается, сопровождаясь авторским указанием «Интермеццо I» и «Интермеццо II», перемежаясь выразительными эпизодами. Сочинение композитор посвятил одному из поклонников своего искусства – графу Г. Ройсс-Кострицу.

В 1873 году П.И. Чайковский создает «Шесть пьес» для фортепиано опуса 19. Цикл, включающий разнохарактерные, выразительные пьесы, завершался «Темой с вариациями». Простая, безыскусная мелодия мягкого, напевного характера представлена здесь в 12 разнохарактерных вариациях, обретая в каждой из них многочисленные оттенки: она звучит поочередно как лирическое высказывание, виртуозная токката, блестящее аллегро и др. Некоторые из вариаций Чайковский сопроводил уточнением: «В стиле мазурки» (9 вариация), «В стиле Шумана» (11 вариация), создавая таким образом дополнительные музыкальные аллюзии. Завершает цикл бравурная кода, утверждающая преображенный характер темы. Пьесы цикла ор. 19 посвящена различным друзьям и коллегам, «Тему с вариациями» композитор посвятил друг.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин