25
января
Среда
19:00
2023
Стоимость билетов:
400-800 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
К 80-летию прорыва блокады Ленинграда

С. Рахманинов (1873-1943).
Концерт №3 для фортепиано с оркестром ре минор ор.30 

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Кашпурин (фортепиано)
II отделение

Д. Шостакович (1906-1975).
Концерт №1 для скрипки с оркестром ля минор ор.77

Солист – лауреат международных конкурсов
Павел Милюков (скрипка)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – Игорь Манашеров

IN ENGLISH

О программе концерта

Фортепианные концерты С. В. Рахманинова – выдающегося композитора, пианиста, дирижера остаются высшими достижениями его творчества, в которых нашли отражение величайшее художественное и исполнительское мастерство музыканта, и которые отмечают основные вехи его творческого пути. Один из самых блестящих пианистов конца XIX – первой половины XX столетия, Рахманинов сумел придать традиционному жанру инструментального концерта новое направление, отчетливо обозначив в нем национальные черты и превратив его в удивительную по душевной силе и красоте звучания концертную симфонию. Написанный в 1909 году Третий фортепианный концерт обозначил формирование «титанического стиля композитора» (Б. В. Асафьев). Здесь соотношение солирующего инструмента и оркестра решается по-особому. На протяжении всего сочинения утверждается главенство фортепиано: ему поручается исполнение всех основных тем, для него предусмотрены сольные эпизоды импровизационного характера, заставляющие подчас забыть о присутствии оркестра. Первая часть Allegro ma non tanto открывается изложением темы главной партии. Рахманинов говорил: «Первая тема моего 3-го концерта ни из народно-песенных форм, ни из церковных источников не заимствована. Просто так «написалось»! Я хотел «спеть» мелодию на фортепиано, как ее поют певцы…». Эта «поющаяся» тема определяет особый, песенный облик первой части и влияет на характер последующих частей концерта. Вторую, медленную часть композитор назвал «Интермеццо». Итальянское слово intermezzo (находящийся посреди, промежуточный) обычно используют для обозначения пьесы, занимающей положение между двумя более важными частями инструментального цикла. В Концерте Рахманинова вторая часть действительно становится связующим разделом между крайними частями, но, наполненная особой духовной красотой, она может быть названа одним из самых сокровенных лирических высказываний композитора. Написанное в форме свободных вариаций, Интермеццо раскрывает перед слушателями основную тему то в мягком лирическом облике, то в жанре вальса-фантазии, то в характере гимна. Третья часть Концерта (Finale. Alla breve) переводит действие в иной план: подчеркнутая мужественность, драматизм крайних частей контрастируют со средним разделом, где преобладают настроения таинственности, фантастические звучания. Завершением Концерта становится масштабная кода, в которой опять на первый план выступают интонации первой темы Концерта, создавая стройное обрамление столь масштабного сочинения. Свое сочинение композитор посвятил выдающемуся польско-американскому пианисту Иосифу Гофману (1876–1957), которого высоко ценил.

Концерт для скрипки с оркестром № 1 (ля минор) был создан Д.Д. Шостаковичем в 1948 году и посвящен выдающемуся скрипачу Давиду Ойстраху. Дружба музыкантов, зародившаяся в начале 1930-х годов и продолжавшаяся до последних дней виртуоза (он скончался в 1974 году), вдохновила Шостаковича на создание ряда произведений для скрипки, в том числе двух концертов. Первый концерт отличается особой глубиной содержания и масштабностью формы. Композитор расширяет границы традиционного концертного цикла, приближая Концерт к жанру монументальной симфонии. Не случайно сам Шостакович называл Первый скрипичный концерт «симфонией для скрипки соло и оркестра». Четыре части Концерта: I. Ноктюрн (Moderato),  II. Скерцо (Allegro), III. Пассакалья (Andante), IV. Бурлеска (Allegro con brio) демонстрируют богатство образного содержания, представленного диапазоном настроений от лирического до трагического, а необычность формы (песенная первая часть, драматическая вторая, перемещение каденции солиста в третью часть) позволяют рассматривать его как уникальное явление в жанре концерта вообще. Композитор в определенный момент конкретизирует драматическую направленность сочинения, построив вторую часть на теме еврейской народной песни, а также усилив авторское «присутствие», введя в текст Концерта свои музыкальные инициалы – тему D-eS-C-H (D. Sch.).

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин