24
сентября
Пятница
19:00
2021
Стоимость билетов:
350-400 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Л. Боккерини (1743-1805). Менуэт ля мажор G.275
Н. Паганини (1782-1840). Концерт №1 для скрипки с оркестром ре мажор ор.6

Солистка – лауреат международных конкурсов
Арсения Сибилёва (скрипка)
II отделение

Ф. Лист (1811-1886).  Венгерская рапсодия №1 фа минор

Ф. Лист (1811-1886).
 Концерт №2 для фортепиано с оркестром ля мажор S.125
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Илья Папоян (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Итальянский композитор Луиджи Боккерини, представитель эпохи классицизма, был хорошо известен современникам; его симфонии, камерно-инструментальные ансамбли, оратории и кантаты воспринимались как образцы подлинно высокого искусства. Музыку Л. Боккерини ценил В.А. Моцарт, называя ее «нежной». Перу Л. Боккерини принадлежат более 100 струнных квартетов, 125 струнных квинтетов, множество других камерно-инструментальных опусов. Но в историю мировой музыкальной культуры Л. Боккерини вошел, в первую очередь, как автор прекрасной миниатюры – Менуэта из Струнного квинтета ми мажор для двух скрипок, двух виолончелей и альта (1771). Менуэт в наши дни воспринимается как самостоятельная пьеса, ее изысканное и одновременно незатейливое звучание во многих отношениях стало художественным отражением событий и нравов далекой эпохи.
 
Искусство Никколо Паганини – крупнейшего итальянского скрипача и композитора, выдающегося виртуоза, одного из основоположников романтического исполнительского стиля – сохраняет свое значение и в настоящее время. Феноменальная скрипичная техника, «демонический» темперамент, яркая виртуозность исполнения еще при жизни музыканта породили легенды о сверхъестественной силе, питавшей его искусство. Эти качества в полной мере проявили себя в созданных композитором произведениях, в том числе написанных для скрипки концертах, концертных пьесах, 24 каприсах, циклах вариаций и др. Ференц Лист писал о Паганини: «Найдется ли еще один такой художник, жизнь и слава которого сияли бы таким ярким солнечным блеском, художник, которого весь мир в своем восторженном поклонении признал бы королем всех художников». Первый концерт для скрипки с оркестром был создан Паганини в 1816 году. Для своего произведения композитор избирает классическую трехчастную форму (I. Allegro maestoso. II. Adagio. III. Rondo. Allegro spirituoso), наполняя его новым романтическим содержанием. Подчеркнуто экспрессивный стиль, контрастность образов, блестящие каденции, противопоставление солирующего инструмента и оркестра – все эти отличительные черты позволяют говорить о скрипичном концерте, как одном из самых значительных сочинений данного жанра в мировом репертуаре.
 
Жанр рапсодиимузыкального произведения, написанного в свободной форме на фольклорные темы и построенного как чередование нескольких контрастных эпизодов, получил свое высшее выражение в творчестве выдающегося венгерского композитора, пианиста и дирижера Ференца Листа. 19 Венгерских рапсодий композитора ставили своей основной задачей передать красоту венгерских подлинных фольклорных мелодий. В одном из писем Ф. Лист писал о народных темах: «Какой чудный, волшебный калейдоскоп из печали, обездоленности, душевной глубины, избытка чувств, задора, изящества, мечтательности, серьезности, кокетства, тоски и горя. Я и задался целью передать глубинную, проникновенную, величественную и свободную, устремленную ввысь поэзию нашей национальной музыки». Первая Венгерская рапсодия была создана композитором в 1851 году, последняя — в 1885.
Для Листа работа в жанре рапсодии была связана с желанием написать блестящую концертную фантазию для фортепиано на основе фольклорных тем. Стиль «вербункош», на который опирался композитор, предполагал создание сочинений в импровизационной манере, отражающих богатую ритмику и ладовое своеобразие народной музыки. Рапсодии строятся на сопоставлении двух контрастных элементов – медленного танца-шествия и темпераментного чардаша. Все Венгерские рапсодии завоевали невероятную популярность, многие из них послужили основой для переложений и аранжировок. Включенная в программу концерта Венгерская рапсодия №1 фа минор S.359/1 – это переложение для оркестра фортепианной Рапсодии № 14, созданной в 1847 году, аранжировка которой была выполнена позднее. Характер сочинения определен ремаркой автора: Lento quasi marcia funebre (Медленно, в стиле похоронного марша), позднее он переходит в стремительное аллегро (Allegro eroico), дополняемое разнохарактерными эпизодами. Произведение было посвящено известному пианисту Гансу фон Бюлову. В работе над оркестровой версией принимал участие композитор и флейтист Франц Доплер, один из основателей первого венгерского симфонического оркестра.
 
Два фортепианных концерта выдающегося венгерского композитора, пианиста, дирижера Ференца Листа относятся к числу новаторских сочинений, раскрывающих особенности, отличающие современное романтическое направление. Первые наброски Концерта №2 датируются 1839-1840 годами, они выполнены в период активных европейских выступлений Листа как пианиста. В начальных вариантах произведение называлось «Симфоническим концертом». Затем на несколько лет работа над Концертом была отложена, хотя периодически Лист возвращался к сочинению. Лишь в 1861 году была создана окончательная редакция произведения, которое композитор посвятил своему ученику Гансу фон Бронсарту, исполнившему впервые Концерт вместе с Листом. Концерт написан в характерной для Листа масштабной одночастной форме, приближающейся по характеру к симфонической поэме. Он менее виртуозен, чем его же Концерт №1, но более оригинален. Особенностью Концерта №2 становится, в частности, то, что солирующее фортепиано здесь подчас становится аккомпанирующим для инструментов оркестра. В Концерте отчетливо выделяются шесть разделов, в которых последовательно преобразуется основная тема, возникающая в самом начале. 1. Adagio sostenuto assai, начинающееся с аккордов оркестра, сразу обозначает конфликтность основных элементов темы. 2. Allegro agitato assai: лирико-драматический эпизод, приближающийся по характеру к скерцо; 3. Allegro moderato — раздел, в котором преобладают сумрачные тона, здесь выделяется солирующая виолончель, исполняющая выразительную тему в традициях, близких итальянскому бельканто; 4. Allegro deciso предстает как виртуозная, технически сложнейшая часть сочинения, обозначающая одну из кульминационных зон;  5. Marziale un poco meno аllegro – активный маршевый раздел, где тема предстает в преобразованном виде, приобретая новые оттенки звучания; 6. Allegro animatio – Stretto звучит как финал, венчающий произведение и утверждающий его активный, действенный характер.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин