24
июня
Понедельник
20:00
2024
Стоимость билетов:
300 - 600 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
«Фортепианный марафон»

«Великие образы»

С. Прокофьев (1891-1953).
Соната №1 для фортепиано фа минор op.1

Ф. Крейслер (1875-1962) – С. Рахманинов.
«Старые венские мелодии» цикл для скрипки и фортепиано
(переложение для фортепиано) TNt 5
№2 – Вальс «Муки любви»
№1 – Вальс «Радость любви»

Ф. Лист (1811-1886).
Трансцендентный этюд №8 «Дикая охота» для фортепиано до минор S.139

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Тимофей Калмыков (фортепиано)

П. Чайковский (1840-1893) – М. Плетнев.
Концертная сюита из балета «Щелкунчик»
(переложение для фортепиано)
№1 – Марш
№2 – Танец Феи Драже
№3 – Тарантелла
№4 – Интермеццо
№5 – Трепак
№6 – Китайский танец
№7 – Andante Maestoso

П. Чайковский (1840-1893) – С. Фейнберг.
Скерцо из Симфонии №6 «Патетической» ор.74
(транскрипция для фортепиано)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Елизавета Ключерёва (фортепиано)

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Первая фортепианная соната f-moll создавалась С.С. Прокофьевым в 1907–1909 годах. Не случайно она обозначена автором как oпус 1: с этого сочинения композитор словно начинает осознавать себя самостоятельным и независимым музыкантом. Произведение посвящено другу композитора, любителю музыки В.М. Моралеву. Соната одночастна, она представляет собой переработанную редакцию второй из шести юношеских сонат С.С. Прокофьева, сохранившихся в его «старых тетрадях», к которым композитор обращался неоднократно (указание на них сделано автором впоследствии и в Сонате № 3). В Сонате № 1 очевидны характерные романтические порывы, выразительная, словно летящая мелодика, сложные аккордовые сплетения, почти шумановская фортепианная фактура. Здесь еще незначительно обозначен новаторский стиль Прокофьева, блестяще представленный в последующих сочинениях; в нем в большей степени ощущается связь с традициями музыки второй половины XIX века.
 
Фриц Крейслер — выдающийся австро-американский скрипач и композитор, один из наиболее любимых публикой виртуозов первой половины ХХ века. Он неоднократно гастролировал в России, играл вместе с В. Сафоновым, С. Рахманиновым, И. Гофманом, С. Кусевицким. Крейслер был широко известен и как композитор, автор, в первую очередь, сочинений для скрипки — эффектных, виртуозных, неизменно вызывающих слушательский интерес. В 1905 году Крейслер опубликовал цикл «Старые венские мелодии» для скрипки и фортепиано, где первой пьесой была «Радость любви», второй — «Муки любви», третьей — «Прекрасный розмарин». Дружеские и творческие контакты связывали Крейслера и Рахманинова; в конце 1920-х годов дуэт великих музыкантов сделал грамзаписи выдающихся произведений скрипичного репертуара. Рахманинов посвятил Крейслеру «Вариации на тему Корелли», Крейслер же создал для концертной эстрады обработки для скрипки с фортепиано романса Рахманинова «Маргаритки» и фрагмента из Фортепианного концерта № 2. Особенно ярким свидетельством содружества музыкантов стало появление рахманиновских транскрипций двух вальсов Крейслера — «Муки любви» и «Радость любви», сохраняющих неповторимую прелесть старинного вальса, но в то же время отличающихся подчеркнутой виртуозностью.
 
К жанру фортепианного этюда Ференц Лист обратился уже в начале творческого пути. Особое место в его наследии занимают 12 «Трансцендентных этюдов» («Этюдов высшего исполнительского мастерства»), где слово «трансцендентность» (с точки зрения философии обозначающее нечто запредельное по отношению к миру явлений и недоступное теоретическому познанию) соответствует уровню виртуозности. Над циклом этюдов Лист работал более четверти века, внося в него изменения по мере эволюции творческих устремлений: от технических пьес в русле «Школы беглости» К. Черни – к ярким романтическим поэмам, где виртуозный блеск и техническая задача всецело подчинялись поэтическому замыслу. Бо́льшая часть этюдов имеет скрытую или явную программность, которая проявляется в названиях сочинений или авторских указаниях особенностей исполнения. Этюд № 8 «Дикая охота» — одно из наиболее ярких творений Листа, он до сих пор остается непревзойденным образцом музыкальной изобразительности и технической изобретательности. Название этюда связано с известной европейской легендой об охотниках короля Артура, картины безумной скачки всадников, их возгласов, ударами хлыста, и эти образы отчетливо проступают сквозь музыкальную ткань сочинения.
 
Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», впервые поставленный в 1892 году на сцене Мариинского театра, был и остается одним из самых блистательных сочинений мировой музыкальной культуры. Сказка Э.Т.А. Гофмана, перенесенная на сцену, стала символом победы добра и любви в старой как мир борьбе со злом, а волшебная музыка русского композитора обрекла ее на бессмертие. Незадолго до премьеры балета П. И. Чайковский создал Концертную сюиту «Щелкунчик» (она известна как опус 71-а), предназначая ее для исполнения в симфонических концертах. Известный пианист и дирижер Михаил Плетнев создал виртуозную Концертную сюиту для фортепиано, включив в нее несколько номеров балета: 1. Марш. 2. Танец Феи Драже. 3. Тарантелла. 4. Интермеццо. 5. Трепак. 6. Китайский танец. 7. Andante maestoso (Па-де-де).
 
Симфония № 6 «Патетическая» — последняя в творчестве П.И. Чайковского, ее премьерным исполнением композитор дирижировал всего за несколько дней до своей кончины. Произведение называют среди самых высших творений мировой музыки – и самым загадочным из всех опусов Чайковского. Замысел Симфонии относится к февралю 1893 года, в одном из писем композитор писал: «Во время путешествия у меня появилась мысль симфонии с такой программой, которая останется для всех загадкой. Нередко во время странствования, мысленно сочиняя ее, я очень плакал». Строение симфонии необычно: Вальс второй части написан не в трехдольном, а пятидольном размере; три первые части словно подготавливают звучание финала, который, вопреки традициям, решен как Adagio lamentoso (плач, рыдание). Он воспринимается особенно остро после предшествующей третьей части (Allegro molto vivace), которую часто определяют как Скерцо, хотя точнее его стоило назвать Скерцо-маршем. Здесь первая тема, первоначально звучащая фрагментарно, постепенно приобретает маршевую звучность, где с каждым проведением приобретает все более угрожающий и одновременно торжествующий характер. Исследователи определяют эту часть Симфонии как «героический акт трагедии в преддверии роковой развязки». Известным советским пианистом и композитором С.Е. Фейнбергом (1890-1962) выполнена транскрипция третьей части симфонии, где он мастерски сохранил всю мощь и напор авторского звучания.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин