23
ноября
Среда
19:00
2022
Стоимость билетов:
500-700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

А. Мессаже (1853-1929).
«Конкурсное соло» для кларнета и фортепиано (1899)

С. Танеев (1856-1915).
Канцона для кларнета и фортепиано фа минор (1883)

В. Гетман (1914-1993).
Фантазия на темы из оперы Н. Римского-Корсакова "Золотой петушок"
для кларнета и фортепиано

С. Прокофьев (1891-1953) – Ф.К. де Гриньо  (р. 1988).
Сюита №2 из балета «Ромео и Джульетта» 
(переложение для кларнета и фортепиано)
Джульетта-девочка – Патер Лоренцо – Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей)

Исполняет – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Лев Журавский (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Виталий Петров
II отделение

Ф. Шуберт (1797-1828). Соната для фортепиано ля мажор D. 664

Ф. Лист (1811-1886).
Венгерская рапсодия №9 "Пештский карнавал" ми-бемоль мажор S.244

И. Стравинский (1882-1971). Три фрагмента из балета «Петрушка» (1921)
Русская – У Петрушки – Масленица

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Виталий Петров (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Андре Мессаже — известный французский композитор, органист, дирижер, автор популярных комических опер и оперетт, балетов, отличающихся грациозным изяществом, элегантностью и тонким юмором. Романтическую пьесу для кларнета и фортепиано «Конкурсное соло» композитор создает в 1899 году как обязательную пьесу для конкурсов Национальной консерватории Парижа. Одночастная композиция построена на сопоставлении нескольких разделов: лаконичное Allegro non troppo ненадолго сменяется экспрессивным Andante, за которым следует еще один раздел Allegro non troppo; итогом же всему становится стремительно Allegro vivo. Композитор предоставил солисту возможность продемонстрировать разные виртуозно-технические приемы инструмента, подчиненные образному строю сочинения.

Канцона для кларнета и струнного оркестра была написана известным композитором, учеником и другом П. И. Чайковского Сергеем Ивановичем Танеевым в 1883 году, когда музыкант делал только первые шаги на композиторском поприще. Канцона (в переводе с итальянского — песня) как самостоятельный жанр, первоначально вокальный, впоследствии стал также инструментальным, сохранив свою песенную природу и всегда опираясь на выразительную мелодию. Уже завоевав известность, С. И. Танеев еще раз обратится к этому жанру, создав романс на стихи Данте «Канцона XXXII». Канцона для кларнета представляет собой выразительную лирическую пьесу, где первая тема близка баркароле — песне венецианского гондольера, и она будет господствовать на протяжении всего произведения. Звучание кларнета, насыщенное разноплановыми виртуозно-техническими приемами, передает мельчайшие оттенки возвышенного чувства.

Василий Алексеевич Гетман – известный музыкант и педагог, выпускник Ленинградской консерватории (1941), солист оркестра, преподаватель Музыкального училища имени Гнесиных. Им написан ряд методических работ по обучению игре на инструменте (например, «Азбука кларнетиста»), осуществлен целый ряд транскрипций и фантазий для кларнета известных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Создавая Фантазию на темы из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», В. А. Гетман использовал основные, наиболее выразительные темы сочинения, создав на их основе яркую концертную пьесу.

В 1936 году С.С. Прокофьев заканчивает работу над балетом «Ромео и Джульетта», тогда же на основе балета им были созданы Симфонические сюиты и еще год спустя — Десять пьес-транскрипций. Представление музыки балета в ином, не сценическом виде было во многом обусловлено отказом театров принимать в те годы балет к постановке. Но все изменится, когда балет все-таки будет исполнен на сцене Мариинского (Кировского) театра: его назовут одним из открытий в искусстве ХХ века. Вторая сюита из балета включает семь номеров: I. Монтекки и Капулетти; II. Джульетта-девочка; III. Патер Лоренцо; IV. Танец; V. Ромео и Джульетта перед разлукой; VI. Танец антильских девушек; VII. Ромео у могилы Джульетты. Переложения этих разделов для различных инструментов были выполнены многими музыкантами. В сегодняшнем концерте прозвучат три ключевых эпизода: «Джульетта-девочка» – «Патер Лоренцо» – «Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей)», раскрывающих образы юной героини и патера Лоренцо, а также картинно–выразительный танец враждующих семейств. Переложение для кларнета и фортепиано было выполнено современным музыкантом Ф.К. де Гриньо.

Всемирную славу Францу Шуберту — великому австрийскому композитору, одному из основоположников романтизма в музыке, принесли, хотя и после его смерти созданные им около 600 вокальных композиций и симфонии (в их числе — знаменитая «Неоконченная»). Но не меньшее значение для европейского искусства имеет и фортепианное наследие, в котором выделяются 15 законченных сонат композитора. Решенные в романтическом ключе, они выделяются подчеркнутой лиричностью, выразительным песенным тематизмом, красочным вариационным развитием. Соната ля мажор D. 664 была написана в 1819 году, ее обычно называют «Маленькой сонатой», чтобы отличить от более поздней масштабной Сонаты ля мажор D. 959, созданной композитором незадолго до смерти. Соната D. 664 действительно весьма лаконична, ее первая часть (Allegro moderato) построена на двух лирических темах, гармонично сочетающихся друг с другом. Медленная вторая часть (Andante), основанная на простой, незамысловатой теме, подчеркивает преобладание песенного начала, характерного для сочинений композитора. Финальное Allegro лишь ненадолго привносит в звучание драматические интонации, быстро уступающие место господствующему светлому настроению.

Жанр рапсодии – музыкального произведения, написанного в свободной форме на фольклорные темы и построенного как чередование нескольких контрастных эпизодов, получил свое высшее выражение в творчестве выдающегося венгерского композитора, пианиста и дирижера Ференца Листа. 19 Венгерских рапсодий композитора ставили своей основной задачей передать красоту венгерских фольклорных мелодий. В одном из писем Ф. Лист писал о народных темах: «Какой чудный, волшебный калейдоскоп из печали, обездоленности, душевной глубины, избытка чувств, задора, изящества, мечтательности, серьезности, кокетства, тоски и горя. Я и задался целью передать глубинную, проникновенную, величественную и свободную, устремленную ввысь поэзию нашей национальной музыки». Первая Венгерская рапсодия была создана Ф. Листом в 1851 году, последняя — в 1885. Стиль «вербункош», на который опирался композитор, предполагал создание сочинений в импровизационной манере, отражающих богатую ритмику и ладовое своеобразие народной музыки. Большинство рапсодий строится на сопоставлении двух контрастных элементов – медленного танца-шествия и темпераментного чардаша. Рапсодия № 9 «Пештский карнавал» была создана в 1847 году. Название пьесе было дано самим композитором, стремившимся передать яркость праздника в Пеште – части города Будапешта. Пять основных тем сочинения, четыре из которых – фольклорные, выстраиваются по принципу контраста, создавая блестящую фортепианную композицию, покоряющую выразительными темами и активными действенными ритмами. Свое сочинение Ф. Лист посвятил Г. В. Эрнсту (1812-1865) – моравскому скрипачу-виртуозу и композитору.

Балет «Петрушка» был написан Игорем Федоровичем Стравинским в 1911 году по заказу организатора «Русских сезонов» за границей С. П. Дягилева и в расчете на возможности его блистательной балетно-оперной труппы. Балет – стилизация народного балаганного действа – был поставлен в Париже в 1911 году, и позднее автор сделал фортепианное переложение трех фрагментов сочинения - 1. «Русская» 2. «У Петрушки» 3. «Масленица». Стравинский намеренно ввел в сочинение нарочито банальные народные мелодии, преимущественно городского происхождения, которые убедительно передают особенности народного гулянья.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин