23
ноября
Вторник
18:30
2021
Стоимость билетов:
200-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Самара, ул. Фрунзе, 141
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7(846)207-07-13 +7(846)207-07-14
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

КОНЦЕРТ ПЕРЕНЕСЕН с 29 октября 2021

К.М. фон Вебер (1786-1826). Концерт №1 для кларнета с оркестром фа минор ор.73

Солист – лауреат международного конкурса
Вазген Юсупов (кларнет)

Ф. Лист (1811-1886).  Концерт №2 для фортепиано с оркестром ля мажор S.125

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Ключко (фортепиано)
II отделение

С. Прокофьев (1891-1953). Симфония-концерт для виолончели с оркестром ми минор op.125
(ред. М. Ростроповича)

Солист
Никита Серов (виолончель)

Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии

Дирижер – Народный артист России Михаил Щербаков

IN ENGLISH

О программе концерта

Крупнейший немецкий композитор-романтик и дирижер Карл Мария фон Вебер, автор всемирно известной оперы «Вольный стрелок», был известен и как автор произведений с участием кларнета. Среди его сочинений — два концертино и два концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано. Кларнет играл большую роль и в других сочинениях композитора, например, именно этот инструмент стал лейттембром Агаты в «Вольном стрелке». Два Концерта для кларнета с оркестром создавались композитором непосредственно, один за другим, и впервые были исполнены в 1811 году. Как все произведения с участием кларнета, они предназначались Вебером известному кларнетисту того времени Генриху Берману и выполнялись по заказу короля Баварии Макса Иосифа. Концерт №1 сохраняет характерную трехчастную форму (Allegro – Adagio ma non troppo – Rondo. Allegro), но композитор привносит в нее новое романтическое содержание. Здесь господствует образ одинокого героя (порученный кларнету, он предстает перед слушателями, как лирический персонаж, благодаря мягкому тембру инструмента), где каждая часть позволяет обозначить разные психологические грани личности.
В первой части в ее двойной экспозиции, где сначала звучит оркестр, а потом только партия переходит к кларнету, «герой» как бы противопоставлен «толпе». Во второй медленной части образ предстает в поэтическом осмыслении, где природа созвучна и благодарна ему. Примененные композитором инструментальные приемы, новаторские для своего времени, позднее будут появляться на страницах многих музыкальных произведений эпохи романтизма. В третьей части композитор переводит звучание в иной пласт, здесь большую роль играют танцевальные элементы, а сама часть оказывается созвучной знаменитой пьесе композитора «Приглашение к танцу».
 
Два фортепианных концерта выдающегося венгерского композитора, пианиста, дирижера Ференца Листа относятся к числу новаторских сочинений, раскрывающих особенности, отличающие современное романтическое направление. Первые наброски Концерта №2 датируются 1839-1840 годами, они выполнены в период активных европейских выступлений Листа как пианиста. В начальных вариантах произведение называлось «Симфоническим концертом». Затем на несколько лет работа над Концертом была отложена, хотя периодически Лист возвращался к сочинению. Лишь в 1861 году была создана окончательная редакция произведения, которое композитор посвятил своему ученику Гансу фон Бронсарту, исполнившему впервые Концерт вместе с Листом. Концерт написан в характерной для Листа масштабной одночастной форме, приближающейся по характеру к симфонической поэме. Он менее виртуозен, чем его же Концерт №1, но более оригинален. Особенностью Концерта №2 становится, в частности, то, что солирующее фортепиано здесь подчас становится аккомпанирующим для инструментов оркестра. В Концерте отчетливо выделяются шесть разделов, в которых последовательно преобразуется основная тема, возникающая в самом начале. 1. Adagio sostenuto assai, начинающееся с аккордов оркестра, сразу обозначает конфликтность основных элементов темы. 2. Allegro agitato assai: лирико-драматический эпизод, приближающийся по характеру к скерцо; 3. Allegro moderato — раздел, в котором преобладают сумрачные тона, здесь выделяется солирующая виолончель, исполняющая выразительную тему в традициях, близких итальянскому бельканто; 4. Allegro deciso предстает как виртуозная, технически сложнейшая часть сочинения, обозначающая одну из кульминационных зон;  5. Marziale un poco meno аllegro – активный маршевый раздел, где тема предстает в преобразованном виде, приобретая новые оттенки звучания; 6. Allegro animatio – Stretto звучит как финал, венчающий произведение и утверждающий его активный, действенный характер.
 
Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева (1891-1953) открыло одну из самых ярких страниц мировой музыкальной культуры ХХ века. Автор множества сочинений самых разнообразных жанров, создатель нового направления в музыке, Прокофьев оказал мощное влияние на искусство отечественных и зарубежных композиторов-современников. Симфония-концерт для виолончели с оркестром ми минор (op.125) стала последним крупным произведением С.С. Прокофьева. Оно было закончено композитором в 1952 году. В основе сочинения лежит Концерт для виолончели с оркестром, создававшийся композитором в 1933-1938 годах, который Прокофьев в своей последней редакции коренным образом переработал. Давая ей название «Симфония-концерт», Прокофьев не только подчеркивал монументальность сочинения, значительную роль его оркестровой партии, но и подлинный драматизм, сближающий его с его симфониями №5 и №6. В течение всего времени создания Симфонии-концерта Прокофьев активно сотрудничал с М.Л. Ростроповичем, которому и посвятил свое сочинение. Знаменательной стала премьера Симфонии-концерта: произведение было исполнено 18 февраля 1852 года Московским молодежным оркестром под управлением Святослава Рихтера; солировал Мстислав Ростропович.
Сохраняя в своем сочинении трехчастную форму концерта, Прокофьев переосмыслил в нем соотношение традиционных частей. Первая часть Andante выполняет функцию лирико-эпического вступления; во второй части Allegro guisto сосредоточен основной драматизм звучания, данная часть выделяется яркостью и богатством художественных образов. Третья часть Andante con moto решена в жанровом ключе: она создана композитором как двойные вариации и построена на ярких контрастах. Партия солирующей виолончели выписана Прокофьевым с особым блеском и виртуозностью. Композитор поручает виолончели исполнение ведущих тем, давая ей возможность продемонстрировать и кантиленность, и драматическую монологичность, и энергичную моторику. Солирующий инструмент, несмотря на противостояние мощи оркестра, сохраняет лидирующее значение на протяжении всего сочинения.
 
Профессор З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин