23
июня
Пятница
20:00
2017
Стоимость билетов:
350-500 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
I отделение

"Паганини и его время"

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

А.Вьётан (1820 - 1881).   Концертный этюд N°4 для скрипки соло  
Н.Паганини (1782 - 1840). Каприс №1 ми мажор
Д. Аустри (1809 - 1884). Каприс  №1 из цикла «2  Каприса»
Н.Паганини (1782 - 1840). Каприс №2 си минор 
Э. К. Сивори (1815 - 1894). Каприс №4 
Н.Паганини (1782 - 1840). Каприс №3 ми минор 
У.Булль (1810 - 1880). Квартет для скрипки соло
Н.Паганини (1782 - 1840). Каприс №4 до минор 
Г.Эрнст (1812 - 1865). Трио для скрипки соло на тему из оп.Беллини «Пират»
Н.Паганини (1782 - 1840). Каприс №5 ля минор
К.Липинский  (1790 – 1861).  Экспромт 
Н.Паганини (1782 - 1840). Каприс №6  
Ф.Лист (1811 - 1886) – Д.Смирнов (р.1994). 
Ноктюрн №3  из цикла «Грёзы любви»
Н.Паганини (1782 - 1840). Каприс №7 ля минор
Ж.Д.Аляр (1815 - 1888).  Каприс №5 ор. 2 
Н.Паганини (1782 - 1840). Каприс №8
Ф. Герман (1828 - 1907). «Юмореска»
Н.Паганини Каприс №9 ми мажор

II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Ф. Герман (1828 - 1907). «Лендлер. Тирольон»
Н.Паганини (1782 - 1840). Каприс №10 соль минор 
С.Тальберг  (1812 - 1871) – Д.Смирнов (р.1994).  Отрывок из Ноктюрна №1 
Н.Паганини (1782 - 1840). Каприс №11 до мажор
Т. Дёлер (1814- 1856 ) – Д.Смирнов (р.1994).  Отрывок из «Тремоло» 
Н.Паганини (1782 - 1840). Каприс №12 
Ж. П. Роде (1774 - 1830)  Этюд №7 
Н.Паганини (1782 - 1840). Каприс №14  
Л. Шпор (1784 - 1859).  Этюд  № 6 из цикла «12 этюдов»
Н.Паганини (1782 - 1840). Каприс №15 ми минор 
Р.Крейцер (1766 -1831).  Этюд N°5 
Н.Паганини (1782 - 1840). Каприс №16 соль минор 
А. Арто (1815 - 1845).
Тема и Вариация из «Большой фантазии на «Боже, Царя храни»
Н.Паганини (1782 - 1840). Каприс №17 
А. Борер (1783 - 1852).  Каприс №8
Н.Паганини (1782 - 1840). Каприс №18 до мажор 
А. Ромберг (1767 - 1821). Adagio Cantabile из Сонаты №2 
Н.Паганини (1782 - 1840). Каприс №19    
К.Биньями  (1808 - 1848). A piacere, allegro moderato из Каприса № 9»
Н.Паганини (1782 - 1840). Каприс №20 ре мажор
А. Бадзини  (1818 - 1897 ). Фрагмент из  Большого этюда №2
Н.Паганини (1782 - 1840). Каприс №21 ля мажор

Солист – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Смирнов (скрипка)

IN ENGLISH

Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.

О программе концерта

Никколо Паганини, выдающийся итальянский скрипач и композитор, с юных лет начал карьеру виртуоза, одновременно создавая многочисленные сочинения для своего инструмента. К жанру каприса («каприччи» – от итальянского capricci) он обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные Паганини 24 каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового, романтического исполнительского стиля, в которых столь ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера.
Прообразом Каприсов стал сборник концертов «Искусство скрипки» итальянского скрипача Пьетро Локателли, в котором внимание Паганини привлекли «Каприсы» — своеобразные виртуозные каденции для скрипки соло, написанные к первым и третьим частям каждого концерта. В них Локателли снял многие ограничения исполнительских позиций, дав тем самым возможность виртуозу проявить свои технические возможности. Эти принципы и продолжил Паганини в своих Каприсах, которые совершили переворот в области музыкального языка и исполнительства. Паганини добился предельной концентрации выразительности в сжатых построениях, спрессовывая художественный смысл в тугую пружину, что стало характерным для всего его творчества, в том числе и романтического исполнительского стиля. Контрасты тембров, регистров, звучаний, образных сопоставлений, ошеломляющее разнообразие эффектов свидетельствовали о нахождении Паганини собственного языка. Значение Каприсов для последующего развития европейской музыки трудно переоценить. В творчестве практически каждого композитора-современника и последователя претворялись традицииитальянского маэстро — напрямую, в развитии жанра каприса, в создании пьес, близких по образному решению, в посвящениях, которые всегда обозначают духовную связь музыкантов. Поэтому программа сегодняшнего концерта построена на чередовании каприсов Паганини с произведениями композиторов, так или иначе обозначенных в творчестве великого скрипача.
Жанр каприса продолжает развиваться в творчестве итальянских мастеров Джузеппе Аустри, один из двух каприсов которого включен в программу концерта, и Эрнесто Камилло Сивори — единственного ученика Паганини и игравшего на одной из скрипок своего великого учителя, изготовленной мастером Вильомом. Его цикл охватывает 12 разнохарактерных пьес, ив концерте будет исполнен Каприс № 4 Фа мажор. Во французской музыке наследником Паганини стал Жан Дельфен Аляр, зять мастера Вильома, выступавший в свое время с Ф. Шопеном. Из цикла 24-х пьес для скрипки соло будет исполнен Этюд-Каприс № 5 Ля мажор, решенный в жанре марша. Выделяется и фигура Антона Борера — почти ровесника Паганини, одного из представителей музыкальной семьи Бореров, ученика знаменитого скрипача Р. Крейцера. Ему принадлежат многочисленные сочинения для скрипки, в том числе цикл «18 каприсов». Многие из пьес стали широко известными, и среди них медленный Каприс № 8 Фа мажор (Andantino sostenuto).
К каприсам, созданным разными композиторами, примыкает и жанр этюда. Паганини посвятил свой Каприс № 14 французскому скрипачу и композитору Жаку Пьеру Роде. Среди его сочинений также есть цикл «24 каприса для скрипки соло», но в программу концерта включен один из его 12 этюдов для скрипки — № 7 (Adagio, Фа мажор), насыщенный сложнейшими исполнительскими приемами. Немецкий скрипач-виртуоз, дирижер, композитор Людвиг Шпор, один из основоположников романтического стиля в музыке, назывался среди самых блестящих виртуозов своего времени. Его Этюд № 6 из цикла 12 этюдов принадлежит к числу самых ярких миниатюр композитора. Родольф Крейцер, французский скрипач и композитор, представитель парижской скрипичной школы, многое сделал для развития музыкального искусства своего времени. Среди сочинений Крейцера выделяется масштабный, включающий 40 пьес, сборник «Этюдов или каприсов», где каждый представляет собой яркую, технически сложнуюминиатюру. Среди авторов каприсов выделяется также итальянский композитор Карло Биньями, создавший цикл из 12 пьес, где выразительность, отчасти импровизационность Каприса № 9 обозначена ремарками «A piacere, allegro moderato». Итальянский скрипач и композитор Антонио Бадзининередко обращался к сочинениям для скрипки и фортепиано в разных жанрах, в том числе к жанру большого этюда, привлекающего масштабностью замысла и яркостью воплощения. В концерт включен фрагмент второго из двух созданных композитором произведений.
Другую группу составляют разножанровые сочинения авторов, которым Паганини посвящал свои каприсы. Выдающемуся бельгийскому скрипачу и композитору Анри Вьетану, имя которого было широко известно в Европе и который в 1846-1852 годах занимал в Петербурге место придворного солиста и солиста Императорских театров, принадлежит цикл «6 концертных этюдов» для скрипки соло. Он был написан в 1842-1845 годах, пьесы представляли собой яркие художественные миниатюры, в которых обязательно присутствовало виртуозное начало. К ним относится и Концертный этюд № 4 Ми бемоль мажор. К жанру экспромта обращался польский скрипач и композитор Кароль Липинский, находившийся с Паганини в дружеских отношениях. Великий итальянец вспоминал: «Из Польши приехал некий Липинский только для того, чтобы слушать мою игру. Этот человек обожает меня и всюду следует за мной. Он решил не возвращаться на Родину до тех пор, пока не поработает несколько лет в моём жанре, и никакого другого профессора скрипки слушать не хочет». Липинский, конечно же, обратился к жанру каприса для скрипки, но не менее интересны и другие его сочинения «в стиле Паганини», в том числе Экспромт Ми бемоль мажор (Allegretto). В немецкой музыке традиции Паганини были представлены в творчестве скрипача и композитора Фридриха Германа, в наследии которого выделяется цикл «Миниатюры», включающий 20 разнохарактерных программных пьес. Миниатюра № 8 получила название «Юмореска» (Allegro moderato, Соль мажор), она представляет собой краткую пьесу с элементом токкатности. Миниатюра № 13 «Лендлер. Тирольон» написана в характере тирольского народного танца лендлера, предшественника вальса. Имя французского скрипача и композитора Александра Жозефа Арто мало что говорит современному слушателю, более известна в России его племянница – певица Дезире Арто, часто выступавшая в Петербурге. Композитором, много раз бывавшим в России, написана в форме вариаций Большая фантазия на тему русского национального гимна «Боже, Царя храни», начальные эпизоды которой – Тема и первая вариация прозвучат в переложении для скрипки соло. Немецкий композитор, кларнетист, скрипач Андреас Якоб Ромбергявляется автором целого ряда многообразных сочинений, в том числе цикла из трех сонат для скрипки и фортепиано. Один из наиболее ярких эпизодов цикла – Adagio Cantabile, вторая, медленная часть в Сонате № 2, прозвучит в переложении для скрипки соло. Среди тех, кому Паганини посвящал свои каприсы, назовем норвежского скрипача и композитора Уле Булля (в программу концерта включен фрагмент его Квартета для скрипки соло) и австрийского скрипача и композитора Генриха Вильгельма Эрнста (в концерте прозвучит Трио для скрипки соло на тему из оперы В. Беллини «Пират»).
Среди тех, кому Паганини посвящал свои каприсы, были и выдающиеся пианисты. В программе концерта их произведения прозвучат в переложении для скрипки, выполненные Д. Смирновым. Австрийский композитор и пианист–виртуоз Сигизмунд Тальберг в свое время с успехом соперничал на концертной эстраде с Ф. Листом. Фортепианный Ноктюрн (Andantino, Си мажор), созданный Тальбергом в 1845 году, представляет собой лирическую пьесу с выразительными чертами баркаролы. Австрийский композитор и пианист Теодор Дёлер, ученик К. Черни, активно концертировал в европейских странах, дружил с Ф. Листом. Значительная часть жизни Дёлера оказалась связанной с Россией: женой музыканта стала русская аристократка Е. Д. Шереметева. Дёлер создавал фортепианные переложения и транскрипции, в которых всегда подчеркивалвиртуозные элементы, как в известной пьесе «Тремоло». Весьма значимой оказывается и собственно личность Ференца Листа, в гигантском фортепианном наследии которого одно из первых мест занимает его Ноктюрн № 3 из цикла «Грезы любви» (Poco Allegro, conaffetto, Ля бемоль мажор), ставший превосходным образцом инструментальной лирики композитора.
 
З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин