22
октября
Суббота
19:00
2022
Стоимость билетов:
500-700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

П. Чайковский (1840-1893).
Pezzo Capriccioso для виолончели и фортепиано си минор op.62

П. Чайковский (1840-1893).
Ноктюрн из фортепианного цикла «Шесть пьес» ор. 19 №4
(переложение для виолончели автора)

Исполняет – лауреат IV Всероссийского конкурса
Максим Акчурин (виолончель)

П. Чайковский (1840-1893) – А. Рубцов (р. 1982).
Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
(переложение для кларнета и фортепиано)

А. Шабо (р. 1976).
Фантазия на темы из балета П. Чайковского «Щелкунчик» для кларнета и фортепиано (2013)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Никита Лютиков (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение

П. Чайковский (1840-1893). «Времена года» ор.37-bis
Январь. У камелька – Февраль. Масленица – Март. Песня жаворонка – Апрель. Подснежник –
Май. Белые ночи – Июнь. Баркарола – Июль. Песня косаря – Август. Жатва – Сентябрь. Охота –
Октябрь. Осенняя песнь – Ноябрь. На тройке – Декабрь. Святки

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Андрей Телков (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Количественно небольшое виолончельное наследие П.И. Чайковского включает, тем не менее, ряд художественно значительных произведений, к числу которых относится небольшая концертная пьеса Pezzo Capriccioso («pezzo» в переводе с итальянского означает «фрагмент»), созданная в 1887 году. Композитор посвятил ее своему ученику и другу виолончелисту А.А. Брандукову, который стал ее первым исполнителем. Пьеса является одним из самых светлых сочинений Чайковского, раскрывающих тонкий лиризм и глубокие человеческие чувства.
В 1873 году П. И. Чайковский заканчивает работу над фортепианным циклом «Шесть пьес», в котором четвертым номером обозначен Ноктюрн. Его характер определен композитором как Andante sentimentale, что в полной мере отвечает жанровому образу. В 1888 году Чайковский сделал переложение пьесы для виолончели, и с того времени Ноктюрн на равных существует в двух инструментальных версиях. Каждую из пьес ор. 19 композитор посвятил кому-либо из друзей и знакомых. Посвящение Ноктюрна связано с именем Моники Терминской – пианистки, одной из лучших учениц А. Г. Рубинштейна.

Среди самых известных сочинений П. И. Чайковского – опера «Евгений Онегин», написанная по роману А. С. Пушкина в 1878 году; в ней убедительно раскрываются человеческие чувства и переживания. Композитор искал соответствующий сюжет, не случайно в одном из писем он пишет: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». Одним из наиболее привлекательных для автора стал образ Ленского – влюбленного поэта, пережившего обман любимой девушки и близкого друга и погибшего на дуэли. Знаменитая элегическая ария «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни» из пятой картины оперы исполняется Ленским в ожидании предстоящей дуэли. Выразительная лирическая тема полна печали и тревожных предчувствий, обуревающих героя. Эти чувства сохраняются в инструментальном звучании арии в переложении для кларнета.

Александр Шабо — французский кларнетист, солист оркестра Национальной оперы в Париже, участник известного «Вандомского квартета» («Квартета Вандомской площади»). Ансамбль был сформирован в 2002 году, по замыслу его организаторов – для исполнения музыки разных стилей и направлений. Участники квартета активно создавали аранжировки сочинений композиторов разных стран, в том числе русских: С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича. Среди популярных сочинений А. Шабо выделяется «Фантазия на темы балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”» для кларнета с оркестром, основанная на прекрасных темах сочинения — Марше, Вальсе и прочих.

Известный фортепианный цикл «Времена года», состоящий из 12 характеристических картин, соответствующих 12 месяцам года, был заказан П. И. Чайковскому в 1875 году издателем журнала «Нувеллист» Н. М. Бернардом, с которым сотрудничал музыкант. Бернардом же были предложены и названия пьес, которые композитор ввел в цикл. При издании в журнале пьесам были также предпосланы поэтические эпиграфы. 
Создавая свои цикл, Чайковский запечатлевал столь близкие его сердцу образы природы и поэтичные картинки. Пьесы не были рассчитаны на внешнюю эффектность и виртуозность, они, скорее, стремились раскрыть душевные переживания человека, сопричастного природе и тонко ее воспринимающего. Композитор в передаче образов природы и человеческих ощущений использует различные художественные приемы. В «Песне жаворонка», например, введены звукоподражательные форшлаги, передающие птичий щебет; образ цветка в «Подснежнике» передается легким вальсовым ритмом; тонкие колористические приемы призваны передать необычность состояния в пьесе «Белые ночи»; картинность «Баркаролы» создается почти зримыми звуковыми образами; элегичность «Осенней песни» словно раскрывает особую красоту золотой русской осени. Другая группа пьес — это яркие жанровые зарисовки, среди которых представлена буйная «Масленица», удалая «Песня косаря», энергичная «Жатва», динамичная «Охота». Картинность и в то же время высокая духовность звучания отмечается в пьесе «На тройке», а обрамляется цикл январской сценкой «У камелька» и праздничной картинкой «Святки».

1. "У камелька". Январь:
"И мирной неги уголок 
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела."
А.С.Пушкин.

2. "Масленица". Февраль:
"Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир."

3. "Песнь жаворонка". Март:
"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"
А.Н.Майков.

4. "Подснежник". Апрель: 
"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."
А.Н.Майков.

5. "Белые ночи". Май:
"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"
А.А.Фет.

6. "Баркарола". Июнь:
"Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять"
А.Н.Плещеев.

7. "Песнь косаря". Июль:
"Раззудись, плечо! Размахнись рука!
Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!"
А.В.Кольцов.

8. "Жатва". Август:
"Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка."
А.В.Кольцов.

9. "Охота". Сентябрь:
"Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах."
А.С.Пушкин.

10. "Осенняя песнь". Октябрь:
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят..."
А.К.Толстой.

11. "На тройке". Ноябрь:
"Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши."
Н.А.Некрасов.

12. "Святки". Декабрь:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали."
В.А.Жуковский

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Андрей Телков