500-700 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
П. Чайковский (1840-1893).
Pezzo Capriccioso для виолончели и фортепиано си минор op.62
П. Чайковский (1840-1893).
Ноктюрн из фортепианного цикла «Шесть пьес» ор. 19 №4
(переложение для виолончели автора)
Максим Акчурин (виолончель)
П. Чайковский (1840-1893) – А. Рубцов (р. 1982).
Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
(переложение для кларнета и фортепиано)
А. Шабо (р. 1976).
Фантазия на темы из балета П. Чайковского «Щелкунчик» для кларнета и фортепиано (2013)
Никита Лютиков (кларнет)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение
П. Чайковский (1840-1893). «Времена года» ор.37-bis
Январь. У камелька – Февраль. Масленица – Март. Песня жаворонка – Апрель. Подснежник –
Май. Белые ночи – Июнь. Баркарола – Июль. Песня косаря – Август. Жатва – Сентябрь. Охота –
Октябрь. Осенняя песнь – Ноябрь. На тройке – Декабрь. Святки
Андрей Телков (фортепиано)
О программе концерта
Количественно небольшое виолончельное наследие П.И. Чайковского включает, тем не менее, ряд художественно значительных произведений, к числу которых относится небольшая концертная пьеса Pezzo Capriccioso («pezzo» в переводе с итальянского означает «фрагмент»), созданная в 1887 году. Композитор посвятил ее своему ученику и другу виолончелисту А.А. Брандукову, который стал ее первым исполнителем. Пьеса является одним из самых светлых сочинений Чайковского, раскрывающих тонкий лиризм и глубокие человеческие чувства.
В 1873 году П. И. Чайковский заканчивает работу над фортепианным циклом «Шесть пьес», в котором четвертым номером обозначен Ноктюрн. Его характер определен композитором как Andante sentimentale, что в полной мере отвечает жанровому образу. В 1888 году Чайковский сделал переложение пьесы для виолончели, и с того времени Ноктюрн на равных существует в двух инструментальных версиях. Каждую из пьес ор. 19 композитор посвятил кому-либо из друзей и знакомых. Посвящение Ноктюрна связано с именем Моники Терминской – пианистки, одной из лучших учениц А. Г. Рубинштейна.
Среди самых известных сочинений П. И. Чайковского – опера «Евгений Онегин», написанная по роману А. С. Пушкина в 1878 году; в ней убедительно раскрываются человеческие чувства и переживания. Композитор искал соответствующий сюжет, не случайно в одном из писем он пишет: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». Одним из наиболее привлекательных для автора стал образ Ленского – влюбленного поэта, пережившего обман любимой девушки и близкого друга и погибшего на дуэли. Знаменитая элегическая ария «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни» из пятой картины оперы исполняется Ленским в ожидании предстоящей дуэли. Выразительная лирическая тема полна печали и тревожных предчувствий, обуревающих героя. Эти чувства сохраняются в инструментальном звучании арии в переложении для кларнета.
Александр Шабо — французский кларнетист, солист оркестра Национальной оперы в Париже, участник известного «Вандомского квартета» («Квартета Вандомской площади»). Ансамбль был сформирован в 2002 году, по замыслу его организаторов – для исполнения музыки разных стилей и направлений. Участники квартета активно создавали аранжировки сочинений композиторов разных стран, в том числе русских: С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича. Среди популярных сочинений А. Шабо выделяется «Фантазия на темы балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”» для кларнета с оркестром, основанная на прекрасных темах сочинения — Марше, Вальсе и прочих.
Известный фортепианный цикл «Времена года», состоящий из 12 характеристических картин, соответствующих 12 месяцам года, был заказан П. И. Чайковскому в 1875 году издателем журнала «Нувеллист» Н. М. Бернардом, с которым сотрудничал музыкант. Бернардом же были предложены и названия пьес, которые композитор ввел в цикл. При издании в журнале пьесам были также предпосланы поэтические эпиграфы.
Создавая свои цикл, Чайковский запечатлевал столь близкие его сердцу образы природы и поэтичные картинки. Пьесы не были рассчитаны на внешнюю эффектность и виртуозность, они, скорее, стремились раскрыть душевные переживания человека, сопричастного природе и тонко ее воспринимающего. Композитор в передаче образов природы и человеческих ощущений использует различные художественные приемы. В «Песне жаворонка», например, введены звукоподражательные форшлаги, передающие птичий щебет; образ цветка в «Подснежнике» передается легким вальсовым ритмом; тонкие колористические приемы призваны передать необычность состояния в пьесе «Белые ночи»; картинность «Баркаролы» создается почти зримыми звуковыми образами; элегичность «Осенней песни» словно раскрывает особую красоту золотой русской осени. Другая группа пьес — это яркие жанровые зарисовки, среди которых представлена буйная «Масленица», удалая «Песня косаря», энергичная «Жатва», динамичная «Охота». Картинность и в то же время высокая духовность звучания отмечается в пьесе «На тройке», а обрамляется цикл январской сценкой «У камелька» и праздничной картинкой «Святки».
1. "У камелька". Январь:
"И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела."
А.С.Пушкин.
2. "Масленица". Февраль:
"Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир."
3. "Песнь жаворонка". Март:
"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"
А.Н.Майков.
4. "Подснежник". Апрель:
"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."
А.Н.Майков.
5. "Белые ночи". Май:
"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"
А.А.Фет.
6. "Баркарола". Июнь:
"Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять"
А.Н.Плещеев.
7. "Песнь косаря". Июль:
"Раззудись, плечо! Размахнись рука!
Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!"
А.В.Кольцов.
8. "Жатва". Август:
"Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка."
А.В.Кольцов.
9. "Охота". Сентябрь:
"Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах."
А.С.Пушкин.
10. "Осенняя песнь". Октябрь:
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят..."
А.К.Толстой.
11. "На тройке". Ноябрь:
"Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши."
Н.А.Некрасов.
12. "Святки". Декабрь:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали."
В.А.Жуковский
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин