22
января
Среда
19:00
2020
Стоимость билетов:
350-400 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

В.А. Моцарт (1756-1791). Концерт для гобоя с оркестром до мажор KV314
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Алексей Савинков (гобой)

В.А. Моцарт (1756-1791).
Концерт №23 для фортепиано с оркестром ля мажор KV488
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Кашпурин (фортепиано)
II отделение

А. Дворжак (1841-1904).
Концерт для виолончели с оркестром си минор ор. 104
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Василий Степанов (виолончель)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

 
Жанр инструментального концерта был необычайно популярным в европейской музыке XVIII века. К нему обращались все композиторы той эпохи, но наиболее яркие образцы оставил В. А. Моцарт, создавший в данном жанре около полусотни замечательных сочинений, где в качестве солирующего выступали не только традиционные фортепиано или скрипка, но почти все оркестровые инструменты. Моцарт по сути создал тип «симфонизированного» концерта, основанного на равенстве и «состязательности» партий солиста и оркестра. В 1782 году в одном из посланий к отцу Моцарт писал о своем понимании жанра: «Концерты дают нечто среднее между слишком трудным и слишком легким; они блестящи, приятны для слуха, но, разумеется, не впадают в пустоту; то тут, то там знаток получит настоящее удовлетворение, но и не знатоки останутся довольны, сами не ведая почему». К данным сочинениям относится и единственный у композитора Концерт для гобоя с оркестром до мажор, написанный в 1777 году. Именно Моцарту довелось установить классические черты жанра инструментального концерта, определив его трехчастный тип, который он с успехом претворил в Концерте для гобоя. Первая часть (Allegro aperto) — сонатное аллегро, где сначала звучит оркестр, а затем солирующий инструмент, и они словно состязаются друг с другом. Всегда у Моцарта в первой части присутствует виртуозная каденция солиста, демонстрирующая богатые выразительные возможности инструмента. Вторая часть (Adagio non troppo) раскрывает лирические чувства героя произведения, она словно продолжает традиции прекрасной итальянской кантилены. Третья часть (Rondo: Allegretto) — скерцозный жанровый финал с яркой инструментальной звучностью.

В фортепианном наследии В. А. Моцарта жанр концерта представлен многими произведениями. 27 концертов для фортепиано с оркестром, созданных мастером, отмечают его путь от отрочества до последних дней. Возможность сопоставить в концерте две равновеликие силы — фортепиано и оркестр — в их гармоничном, не конфликтном единстве определило суть всех сочинений Моцарта, но в каждом случае было найдено индивидуальное решение. Концерт № 23 создавался в период работы композитора над оперой «Женитьба Фигаро» (1785-1786) и образно во многом оказался связанным с этим великим сочинением. Простота и соразмерность первой части (Allegro) уступают место медленной второй (Adagio) с ее неизбывной лирикой и мягкостью звучания. Не случайно один из исследователей назвал вторую часть «душой всего произведения». Сменяющее его заключительное Рондо (Allegro assai) с его активным, динамичным движением оказывается сродни энергичным симфоническим финалам композитора.

Один из основоположников чешской национальной композиторской школы Антонин Дворжак получил широкую известность среди музыкантов Европы и мира. Он состоял в переписке со многими выдающимися современниками, среди которых был П.И. Чайковский; он концертировал как дирижер в разных странах, в том числе в России. В 1892-1895 годах Дворжак жил и работал в США, где выступал с авторскими концертами и был профессором и директором консерватории в Нью-Йорке. С этим периодом связано создание двух самых известных сочинений композитора – симфонии «Из Нового света» и Концерта для виолончели с оркестром. Концерт по праву входит сегодня в число наиболее исполняемых сочинений виолончельного репертуара. Он построен на характерных для Дворжака интонациях славянского (чешского и моравского) фольклора, которые пронизывают все три традиционные части сочинения (Allegro – Adagio ma non troppo – Finale. Allegro moderato) от первых до последних тактов. Исходная мелодия, на основе которой далее возникают многие темы Концерта, активно развивается на протяжении сочинения. Удивительно решена Дворжаком партия солирующей виолончели, которую он во многих отношениях рассматривает как человеческий голос: виолончель повествует о событиях прошлого и настоящего, о драматических и лирических перипетиях человеческой судьбы. Композитор посвятил Концерт своему другу виолончелисту Янушу Вихану. Автор говорил о своем произведении: «Этот концерт значительно превосходит оба мои концерта, как скрипичный, так и фортепианный. Не удивляйтесь, что сам об этом говорю – на собственную похвалу нельзя положиться, – но могу сказать, что произведение это доставляет мне громадную радость, и, думаю, я не ошибусь в его оценке».
 
Профессор З. М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин