21
декабря
Четверг
19:00
2023
Стоимость билетов:
500 - 700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
Рождественский концерт
I отделение

"Краски мелодии"

И. Брамс (1833-1897).
Соната №1 для виолончели и фортепиано ми минор op.38

М. Регер (1873-1916).
Прелюдия и Жига из Сюиты №2
для виолончели соло ре минор op.131c/2

С. Рахманинов (1873-1943) – А. Князев 
Прелюдия соль-бемоль мажор op.23 №10
(переложение для виолончели)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Данила Владыко (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Тимофей Доля
II отделение

Р. Шуман (1810-1856).
Три пьесы-фантазии для кларнета и фортепиано op.73

Э. Бозза (1905-1991).
"Буколика" для кларнета и фортепиано (1949)

К. Дебюсси (1862-1918).
Первая рапсодия для кларнета и фортепиано
соль-бемоль мажор L.116

Ш.-М. Видор (1844-1937).
Интродукция и рондо для кларнета и фортепиано op.72

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Филипп Создателев (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Соната ми-минор для виолончели и фортепиано op. 38 выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса была написана  в 1862-65 годах. Три ее части  (I. Allegro non troppo. II. Allegretto quasi menuetto. III. Allegrо) обнаруживают характерные черты произведений композитора: мужественность звучания, сдержанность высказывания, выразительность и пластичность фактуры, тонкое знание природы инструментов. Внешне спокойная первая часть, в которой, однако, временами слышны трагические оттенки, сменяется менуэтом. Придавая данной части черты старинного танца, композитор в действительности создает выразительную лирическую пьесу, подчас приобретающую драматический оттенок. Особенно вдохновенно звучит средняя часть – трио, концентрирующая основные черты выразительной брамсовской мелодики. Энергичный финал становится достойным завершением сложного, многопланового цикла.
 
Макс Регер — немецкий композитор, органист, дирижер, в творчестве которого соединились черты неоклассицизма и романтизма, в некоторых своих произведениях в определенной мере продолжил традиции И.С. Баха. В 1915 году Регером были написаны Три сюиты для соло виолончели, оp. 131c, воскрешающие традицию сочинений для сольного струнного инструмента, но претворяющие ее уже в условиях музыки ХХ века. Из них Вторая сюита ре минор решена композитором как четырехчастный цикл, где от старинных танцев осталась, в частности, Жига (четвертая часть), далеко ушедшая от своих прообразов. Даже первая часть Прелюдия переосмыслена в цикле – это не лаконичное вступление, а развернутая пьеса в медленном темпе (Largo), эмоционально насыщенная, со сложным гармоническим решением.
 
Фортепианное наследие С. В. Рахманинова охватывает сочинения разных жанров, и в каждом из них композитор проявил себя как безусловный новатор. Жанр прелюдии представлен у С. В. Рахманинова в двух опусах (№ 23 и № 32) и в отдельных сочинениях. В прелюдиях нашли отражение несказанное образное богатство, особое русское «слышание» окружающего мира, великолепный пианизм музыканта. С. В. Рахманинов преобразует прелюдии, и многие его творения — уже не миниатюры, по своим масштабам они приближаются к развернутым пьесам, близким фантазии. Выразительная Прелюдия соль-бемоль мажор отличается особым изяществом, фактурной выразительностью и темой, наделенной матовой «виолончельной» звучностью. Поэтому так естественно Прелюдия воспринимается в переложении для виолончели и фортепиано, осуществленном известным виртуозом Александром Князевым.
 
Немецкий композитор и пианист Роберт Шуман принадлежит к числу самых выдающихся представителей музыкального романтизма первой половины XIX века. Автор многих инструментальных и вокальных сочинений, он открыл новое направление в истории европейской музыки. П.И.Чайковский писал об искусстве своего времени: «Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины века составит в будущей истории искусства период, который грядущие поколения назовут шумановским». Среди многочисленных сочинений немецкого композитора особое место занимают произведения для фортепиано, в которых он выступает как один из создателей современного направления. Романтическое начало связано как с содержанием пьес, так и их исполнением. Особой темой в произведениях Шумана становятся «фантазии», проявляющиеся в циклах разнохарактерных пьес и иногда сопровождаемые автором названиями (как в фортепианном цикле «Карнавал»), иногда – характеристикой настроений, как в Трех фантастических пьесах op. 73, где миниатюры соединены по принципу контраста. 1. Zart und mit Ausdruck (Нежно и с выражением) 2. Lebhaft, leicht (Оживленно, легко) 3. Rasch, mit Feuer (Скоро, с огнем). Созданный в 1849 году, цикл существует во многих инструментальных версиях, где сольная партия поручается не только кларнету, но и другим инструментам.
 
Известный французский композитор, дирижер, педагог Эжен Боцца – воспитанник Парижской консерватории, которую он окончил, получив первые премии по классам скрипки, дирижирования, композиции. Он приобрел известность, благодаря своим операм, балетам, симфоническим произведениям. Наибольшую же популярность ему принесли камерно-инструментальные сочинения, главным образом, для духовых инструментов, в которых Бозза продолжал традиции великих французских композиторов-импрессионистов, в первую очередь, К. Дебюсси; среди них – Баллада для бас-кларнета и фортепиано, Соната для гобоя и фортепиано, Сонатина для брасс-квинтета и многое другое. Программная одночастная пьеса «Буколика» раскрывает характерную для композитора пасторальную тему из жизни простых пастухов. Тембр кларнета как нельзя больше подходит для воссоздания картин сельской жизни – это и мирный пейзаж, и лирическая зарисовка, и жанровая сценка.
 
В 1909 году Клод Дебюсси был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, впервые исполненной через год на экзамене в консерватории. Позднее Дебюсси оркестровал свое сочинение. Выдающийся представитель музыкального импрессионизма, Дебюсси и в этом опусе сохраняет верность художественному направлению. Он создает выразительную картину природы в ее изменчивом, постоянно меняющемся настроении. Избранный композитором жанр рапсодии — сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов — позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь.
 
Шарль-Мари Видор — известный французский композитор, органист. Он много лет преподавал в Парижской консерватории, совмещая педагогику с должностью органиста в одном из парижских храмов. Созданные им сочинения для органа в значительной степени повлияли на произведения других жанров, несущие на себе отпечаток тембрового богатства и выразительности фактуры. К ним относятся написанные Ш.-В. Видором в 1898 году Интродукция и Рондо для кларнета и фортепиано ор.72, предназначенные для программы одного из конкурсов. Концертный жанр «Интродукция и Рондо» получил особое распространение в творчестве французских композиторов, художественным образцом для которого послужили созданные в 1863 году знаменитые Интродукция и Рондо-каприччиозо для скрипки и фортепиано К. Сен-Санса. Сочинение Ш.-М. Видора образует крупный двухчастный цикл, где Интродукция выполняет роль развернутого вступления, а Рондо — блестящей концертной пьесы, в которой перед солистом открываются богатые возможности для раскрытия художественно-образных и виртуозно-технических особенностей инструмента. Композитор посвящает сочинение Сирилу Розу, профессору Парижской консерватории по классу кларнета.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин