21
декабря
Среда
19:00
2022
Стоимость билетов:
400-800 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт

Ф. Давид (1810-1873).
Концертино для тромбона с оркестром ми-бемоль мажор op.4 
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Алексей Лобиков (тромбон)

П. Сарасате (1844-1908) - Н. Бальдеру.
Фантазия на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен»
для кларнета  с оркестром op.25
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Никита Лютиков (кларнет)
II отделение

Э. Элгар (1857-1934).
Концерт для виолончели с оркестром ми минор op.85 

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Василий Степанов (виолончель)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – Заслуженный артист России Алексей Васильев

IN ENGLISH

О программе концерта

Немецкий композитор и скрипач XIX века Фердинанд Давид был профессором Лейпцигской консерватории и концертирующим солистом, гастролировавшим во многих странах Европы, в том числе в России. Среди сочинений Ф. Давида выделяются комическая опера «Ганс Вахт», симфонии и скрипичные концерты, камерные ансамбли. Особое признание получило Концертино для тромбона с оркестром — одно из первых сочинений для данного инструмента, которое было завершено в 1837 году и посвящено другу Карлу Квайссеру, вдохновившему композитора на создание произведения. На премьерном исполнении оркестром дирижировал Ф. Мендельсон. Концертино состоит из трех частей (I. Allegro maestoso II. Marcia funebre. Andante III. Allegro maestoso), где крайние быстрые части обрамляют медленный Траурный марш. Общее звучание Концертино ориентировано на характер и художественно-технические возможности сольного инструмента: мужественность, строгость и торжественность, контрасты праздничного ликования и глубокой печали — все эти черты свойственны тембру тромбона и убедительно передаются его звучанием. В определенном плане инструментальные находки Ф. Давида предвосхитили открытия выдающегося композитора Г. Берлиоза, в «Траурно–триумфальной симфонии» (1840) которого основная тема второй части «Надгробная речь» будет поручена солирующему тромбону.

Выдающийся испанский скрипач и композитор Пабло Сарасате считался одним из самых блестящих виртуозов своего времени, концертировавшим по всему миру, в том числе и в России (начиная с 1876 года). Многие композиторы считали за честь написать сочинения для Сарасате, в числе таких посвященных опусов — «Испанская симфония» Э. Лало, «Интродукция и Рондо каприччиозо» и Третий скрипичный концерт К. Сен-Санса. Выдающийся скрипач Л. Ауэр писал: «Сарасате — феноменальное явление. Так, как звучит его скрипка, так она никогда и ни у кого не звучала». Для своего инструмента сам Сарасате создал целый ряд сочинений, дающих возможность исполнителю продемонстрировать виртуозную технику. Концертная фантазия на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» была написана им в 1883 году, Сарасате постоянно, с неизменным успехом исполнял ее в концертах. В Концертную фантазию вошли следующие фрагменты оперы:
1. Introduction. Allegro moderato (Aragonaise), построенное на материале антракта к 4-му действию. 
2. Moderato (Habanera) — Хабанера Кармен «У любви как у пташки крылья» (1 действие).
3. Interlude. Lento assai. – Песня Кармен «Режь меня, жги меня, не скажу ничего».
4. Allegro moderato (Seguidilla) — Сегидилья Кармен «Там, близ Севильи» (1 действие).
5. Moderato-Animato (Gypsy Dance) — Цыганская пляска «Цыган веселая семья» (2 действие).
Концертная фантазия прозвучит в переложении для кларнета, выполненном известным современным французским кларнетистом Николя Бальдеру

Эдуард Элгар – крупнейший английский композитор рубежа XIX-XX столетий, автор многих сочинений в разных жанрах – инструментальных, вокально-хоровых и др. Элгар принадлежит к числу композиторов-романтиков, ярко отразивших в своем творчестве характерные черты художественного стиля. Музыка Элгара привлекает своей мелодичностью, красочностью, богатством и изяществом инструментовки, исполнение его сочинений всегда сопровождалось успехом у публики. Концерт для виолончели (ор. 85) стал одной из последних значительных работ композитора. Его премьера с большим успехом состоялась в октябре 1919 года; солистом выступил Феликс Залмонд, исполнивший концерт в сопровождении Лондонского симфонического оркестра под управлением автора. Четыре части Концерта (1. Adagio — Moderato. 2. Lento — Allegro molto. 3. Adagio. 4. Allegro — Moderato — Allegro ma non troppo — Poco più lento — Adagio) образуют сложную, драматургически разноплановую композицию, где многогранно используются возможности солирующего инструмента. Виолончели поручается проведение основных тем на протяжении сочинения, и сложная, виртуозная партия солиста дополняется выразительным, красочным звучанием оркестра. Смена настроений, чередование лирических и драматических эпизодов, богатство оттенков делают Концерт колористически ярким и музыкально привлекательным.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин