500-1200 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
И.С. Бах (1685-1750) – И. Брамс.
Чакона ре минор для левой руки (1879)
И. Брамс (1833-1897). 8 пьес для фортепиано op.76
1.Capriccio фа-диез минор
2.Capriccio си минор
3.Intermezzo ля-бемоль мажор
4.Intermezzo си-бемоль мажор
5.Capriccio до-диез минор
6.Intermezzo ля мажор
7.Intermezzo ля минор
8.Capriccio до мажор
А. Брукнер (1824-1896). «Воспоминание» WAB117
Л. Яначек (1854-1928). «В тумане» (1912)
Ф. Лист (1811-1886). Скерцо и Марш для фортепиано S.177
Солист Заслуженный артист России, доцент
Мирослав Култышев (фортепиано)
Доступно приобретение льготных билетов на Ярмарке 6 июня
О программе концерта
Чакона зародилась в Испании и стала одним из распространенных ее танцев. Позднее она вошла в европейскую музыку как инструментальный жанр, представляя собой вариации на остинатный бас. Чакона нередко была частью цикла в творчестве И. С. Баха; одним из самых знаменитых образцов стала Чакона в его Партите No 2 для скрипки соло, поражающая трагичностью и глубиной звучания. Она завоевала широкую известность как самостоятельная пьеса, на ее основе создавали сочинения многие европейские композиторы, в том числе – Иоганнес Брамс. В 1879 году им было сделано переложение Чаконы для левой руки. И. Брамс в письме к К. Шуман писал о баховской пьесе: «Для меня Чакона — одна из самых замечательных, непонятных музыкальных пьес. На одном нотном стане, для небольшого инструмента этот человек записывает целый мир глубочайших мыслей и сильнейших чувств. Эта пьеса вынуждает самыми разными способами заниматься ею. Только прибегая к одному способу, я, как мне кажется, испытываю пусть намного меньшее, но сходное и совершенно истинное наслаждение — когда играю пьесу одной левой рукой!» В результате И. Брамсом было создано масштабное сочинение, с одной стороны выполняющее технические функции (Чакона как этюд вошла в цикл пяти этюдов, написанных с учебными целями), с другой же – это зрелое, виртуозное сочинение, поражающее художественным совершенством.
Иоганнес Брамс был замечательным пианистом, его исполнительский стиль Р. Шуман называл «высоко гениальным». Это в значительной степени отразилось на творчестве И. Брамса, в котором фортепианная музыка занимает видное место. Композитор работал в разных жанрах, создавая превосходные образцы пьес, наполненных суровой мужественностью и сдержанной лирикой. В 1870-х годах он создает цикл ор. 76 (первая пьеса была написана им в 1871 году, пьесы со второй по восьмую – в 1878), в котором то поочередно, то попарно следуют каприччио и интермеццо. Каприччио (пьесы №№ 1, 2, 5, 8) по свободному характеру высказывания, по образной насыщенности близки рапсодиям композитора, Интермеццо же (пьесы №№ № 3, 4, 6, 7) представляют собой изящные лирические миниатюры. В целом же формируется необычный фортепианный цикл, наполненный разнообразными эмоциями и настроениями.
Крупнейший австрийский композитор и органист Антон Брукнер завоевал широкую известность благодаря, в первую очередь, своим 9 симфониям, во многих отношениях подводящим итог насыщенной симфонической музыке европейского романтизма 19 века. Но перу А. Брукнера принадлежат и сочинения других жанров – мессы, мотеты, органные опусы. Фортепианная музыка представлена в наследии композитора сравнительно небольшим количеством произведений, среди которых выделяется «Воспоминание» (1868) – 52 тактовая пьеса, сдержанная и лиричная по своему звучанию одновременно, в которой слышны отзвуки симфонических опусов и отголоски органной фактуры композитора.
Леош Яначек – известный чешский композитор и музыковед, исследователь-этнограф, один из основоположников чешской национальной композиторской школы, друг А. Дворжака. Он известен как автор опер, симфонических и духовных произведений. Л. Яначек часто посещал Россию, любил ее литературу и искусство. Им, среди прочих сочинений, написаны оперы «Катя Кабанова» (по «Грозе» А.Н.Островского), «Из мертвого дома» (по мотивам «Записок из мертвого дома» Ф. М. Достоевского), оркестровая рапсодия «Тарас Бульба» (по Н. В. Гоголю) и другие произведения. Фортепианная сюита «В тумане», состоящая из четырех пьес, была создана композитором в апреле 1912 года для конкурса, объявленного Клубом друзей искусства в Брно. Образный строй пьес исследователи трактуют по-разному, но сходятся в одном: начинаясь как простые, незатейливые пьесы, они постепенно приобретают все большую насыщенность звучания, в котором угадывается даже нечто имрессионистическое. Особой масштабностью отличается финал, представляющий собой рапсодию, в основе которой – моравские фольклорные темы, решенные в остро современном ключе.
В невероятном по масштабам фортепианном наследии венгерского композитора-романтика Ференца Листа представлены произведения разных жанров и форм. Сам композитор выделял в своем творчестве разные периоды, и созданные в рамках каждого из них опусы относил к периоду поиска и открытий (ранний этап), периоду «бури и натиска» (средний этап), периоду «мудрого пианизма» (период зрелости), в рамках которого были созданы высшие творения композитора – Соната си минор, «Годы странствий» и многие другие сочинения. К этому же периоду относятся и написанные в 1851 году «Скерцо и Марш», построенные на характерном для композитора сопоставлении стремительной, виртуозной первой пьесы, которую однако завершают угрожающие нисходящие хроматические ходы в низком регистре, непосредственно приводящие к активному, динамичному по характеру, фактурно насыщенному Маршу. В его конце обращает на себя внимание небольшой раздел, обозначенный композитором как «Стретта» (в полифонии термин, означающий вступление имитирующего голоса до того, как тема отзвучит в предыдущем проведении). Здесь она трактуется композитором в более общем значении, с использованием лишь отдельных имитационных приемов, подготавливая бурную завершающую коду. Свое сочинение Ф. Лист посвящает известному немецкому пианисту Теодору Куллаку (1818-1882).
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
![]() |
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
![]() |
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
![]() |
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
![]() |
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
![]() |
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
![]() |
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
![]() |
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
![]() |
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
![]() |
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
![]() |
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин