21
марта
Среда
19:00
2018
Стоимость билетов:
300-600 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Дж. Россини (1792-1868). Увертюра к опере "Сорока-воровка" 
 
Л.Моцарт (1719-1787). Концерт для альтового тромбона и оркестра
Л.Грёндаль (1886-1960). Концерт для тромбона с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Алексей Лобиков (тромбон)
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Н.Рота (1911-1979). Концертный дивертисмент для контрабаса с оркестром 

Солист – лауреат международных конкурсов
Евгений Рыжков (контрабас)

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Ж.-Д. Миша (р.1971). Концерт "Shams" для альт-саксофона и 11 инструментов 

Солист – лауреат международных конкурсов
Виталий Ватуля (саксофон)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – Алим Шахмаметьев

IN ENGLISH

О программе концерта

Джоакино Россини уже в течение более двух столетий остается одним из самых любимых оперных композиторов, блистательный «Севильский цирюльник» которого сохраняет и доныне статус одной из самых исполняемых опер во всем мире. Все свои оперы Россини, как известно, написал за первые 20 лет творчества. «Сорока–воровка», созданная в 1817 году в жанре оперы-семисериа, сочетает «серьезные» и комедийные элементы. Ее содержание сводится к следующему: служанка Нанетта хочет спасти жизнь отца, дезертировавшего из армии и разыскиваемого полицией. Неожиданно ее обвиняют в краже хозяйского серебра, ей угрожает смертная казнь. Подлый судья, чьи любовные притязания отвергнуты Нанеттой, утверждает приговор. В последнюю минуту невиновность Нанетты доказана: мальчик Пиппо находит серебро, похищенное ручной сорокой, и девушка спасена. Увертюра оперы по характеру тесно связана с ее основными образами и раскрывает основной конфликт; по сути, она остается ныне единственным исполняемым номером из всего сочинения. Благодаря мелодической и оркестровой яркости, Увертюра, забавная и драматическая одновременно, стала одной из излюбленных симфонических пьес мирового репертуара.
Лауни Грёндаль – известный датский композитор, скрипач и дирижер, много лет возглавлявший Национальный симфонический оркестр своей страны. Многие его сочинения вошли в концертный репертуар, в том числе симфония, скрипичный концерт, камерно–инструментальные ансамбли. Самым известным сочинением композитора стал Концерт для тромбона с оркестром, написанный в 1924 году в период обучения в Италии. Тромбон сравнительно редко используется композиторами в качестве сольного инструмента: специфический тембр инструмента, масштабность звука предполагают, на первый взгляд, введение данного инструмента лишь для создания мужественных образов, передачи мощных кульминаций. Л. Грёндаль опровергает сложившиеся отношения, раскрывая возможности тромбона и в контрастных, в частности, лирических высказываниях. Концерт сохраняет классические традиции жанра: первая часть звучит как торжественный монолог (Moderato assai ma molto maestoso), в котором определенное место отводится и лирическим интонациям. Небольшая вторая часть (Andante grave) сопровождается программным авторским уточнением "Quasi una Leggenda» («Словно легенда»). Здесь тромбон будто ведет эпическое повествование, в котором основное место занимает призывная начальная интонация. Третья часть (Finale. Maestoso) решена композитором в форме виртуозного рондо. Здесь небольшое вступление подводит к основной теме–рефрену, носящему скерцозный характер (авторская ремарка: Allegretto scherzando). Его проведение перемежается контрастными эпизодами, позволяющими тромбонисту продемонстрировать богатейшие возможности инструмента. Концерт посвящен В. Ааркогу – первому исполнителю сольной партии.
Леопольд Моцарт – известный в свое время скрипач и композитор вошел в историю музыки в первую очередь как отец и учитель великого Вольфганга Амадея Моцарта, оказавший огромное влияние на развитие гениальных способностей своего сына. Л. Моцарт известен как автор многих сочинений в разных жанрах: ораторий, дивертисментов,  инструментальных концертов, в том числе – знаменитой многочастной оркестровой Серенады (она была написана около 1762 года). Это сочинение редко исполняется целиком, но отдельные части звучат с эстрады довольно часто: части 4 и 5 известны сейчас как Концерт для трубы, а части 6-8 – как Концерт для тромбона. Отсюда и столь необычное последование частей Концерта, где небольшое медленное вступление (Adagio) сменяется несколько неуклюжим Менуэтом, и лишь затем звучит бурный, стремительный финал (Allegro).
Имя итальянского композитора Нино Рота в сознании большинства слушателей связывается с его музыкой к кинофильмам. Рота выступил соавтором многих творений Ф. Феллини, но особую известность ему принесла музыка к кинофильму «Крёстный отец» Ф. Копполы. Однако профессиональным музыкантам хорошо известны сочинения Рота в академических жанрах, среди которых — оперы (например «Торквемада»), балеты (например, «Amor di poeta», специально написанный для Мориса Бежара), очень много оркестровых и инструментальных сочинений, среди них — Большой концертный дивертисмент для контрабаса с оркестром (период работы композитора над произведением охватывает 1968–1973 годы). Сочинения для солирующего контрабаса сравнительно редки в мировой музыкальной литературе. Как правило, обращение композитора к произведениям такого типа связано с творчеством какого-либо выдающегося контрабасиста, для которого композиторы пишут и которому посвящают свои опусы. К числу таких ярких исполнительских фигур принадлежит один из ведущих контрабасистов Италии второй половины ХХ века — Франко Петракки (р. 1937). Он был известен профессионалам и слушателям как блестящий солист–виртуоз и как дирижер. Восхищаясь мастерством исполнителя, Н. Рота посвятил ему свое сочинение для контрабаса. Написанный в жанре, близком к инструментальному концерту, Концертный дивертисмент, однако, содержит и новые черты. Дивертисмент (в переводе с французского — увеселение, развлечение) предполагает свободную трактовку частей, и Нино Рота в каждом из четырех разделов создает свободные фантазии на темы: драматичную в первом разделе, маршевую — во втором; лирическую, ариозную — в третьем; активную, динамичную — в четвертом. Богатый мелодический стиль композитора, так ярко проявившийся в музыке для кино, обнаруживает себя и здесь; Концертный дивертисмент, избежавший влияния авангардистских течений ХХ века, сохраняет традиционно итальянские музыкальные звучания. Контрабас при таком художественном решении оказывает вполне созвучен общему строю сочинения; его эпизоды (сольные и в соединении с оркестром) привносят особый оттенок – строгий, негромкий, проникновенный.
Один из самых ярких современных саксофонистов Жан-Дениз Миша получил образование в Парижской консерватории как исполнитель, а также как композитор и специалист в области современных музыкальных технологий. Миша ведет большую педагогическую работу в Национальной консерватории в Лионе, выступает как исполнитель и руководитель ансамблей во многих странах мира. Его сочинения носят остро современный характер, композитор значительно расширяет музыкальные горизонты, вскрывая все новые образные пласты звучания и экспериментируя с инструментальными составами. Концерт «Shams» («Shams» в переводе с арабского – «солнце») для альт-саксофона и 11 инструментов был написан в 2010 году. «Арабские» корни отчетливо слышны в Концерте, включающем три части: первую композитор сопровождает ремаркой Mordant (в буквальном переводе: остро, язвительно), что в действительности предполагает сложную игру ритмами, смещения акцентов, прихотливый рисунок фактуры. Вторую часть композитор оставляет без названия, но образный строй отчетливо прослушивается: бесконечная, как пустыня, тягучая мелодия с характерными элементами проходит от ее начала до конца. Третья часть с авторской ремаркой Modere (умеренно) — еще одна «арабская» зарисовка, на этот раз по образному строю приближающаяся к изящному восточному танцу.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Виталий Ватуля