20
марта
Суббота
18:00
2021
Стоимость билетов:
200 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Загородный пр., д.28
Сайт залаТелефон кассы:
8 (812) 575-65-87
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
ко дню рождения композитора

А. Глазунов (1865-1936) – Е. Цимбалист
Большое адажио из балета «Раймонда»
(переложение для скрипки и фортепиано)
 
Е. Цимбалист (1889-1985)
Фантазия на темы из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой Петушок» (1967) 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Арсения Сибилёва (скрипка)
Партия фортепиано – Елизавета Украинская

М. Мусоргский (1839-1881). "Картинки с выставки" (1874) 
Старый замок – Быдло – Балет невылупившихся птенцов –
Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Елизавета Украинская (фортепиано)
II отделение

А. Бородин (1833–1887).
Полька "Елена" для фортепиано в 4 руки ре минор (1843) 
Аллегретто для фортепиано в 4 руки ре-бемоль мажор (1861) 
Тарантелла для фортепиано в 4 руки ре мажор (1862) 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Елизавета Украинская (фортепиано)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Виталий Петров (фортепиано)

 И. Стравинский (1882-1971). Три фрагмента из балета «Петрушка» (1921) 
Русская – У Петрушки – Масленица

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Виталий Петров (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) был и остается одной из основных фигур в истории русской музыкальной культуры. Создатель ярких национальных сочинений разных жанров, профессор Санкт-Петербургской консерватории в течение нескольких десятилетий, основоположник петербургской композиторской школы, Н.А. Римский-Корсаков стал для большинства современников и последователей духовным наставником и бесконечно преданным другом, трудами которого сохранено наследие соратников. Участие композитора в содружестве «Могучая кучка» во многом определило особенности формирования национального музыкального стиля России, сотрудничество с Беляевским кружком способствовало развитию новых композиторских талантов. Необычайно высокие духовные качества и преданность своему искусству по праву позволяют считать Н.А. Римского-Корсакова одним из наиболее выдающихся представителей России.
 
Крупнейший русский композитор конца XIX – начала ХХ века Александр Константинович Глазунов, ученик и друг Н.А. Римского–Корсакова, долгие годы возглавлявший Санкт–Петербургскую консерваторию, вошел в историю отечественного искусства, в первую очередь, как автор выдающихся инструментальных и балетных сочинений. В 1896 году композитор получил заказ от директора Петербургских императорских театров И.А. Всеволожского на создание балета «Раймонда» на сюжет, основанный на средневековых французских рыцарских легендах. Работа, завершенная композитором в 1898 году, проходила в тесном сотрудничестве с известным балетмейстером М.И. Петипа, который выступил постановщиком спектакля. Сюжет, связанный с европейским и ориентальным искусством, позволил А.К. Глазунову создать в балете яркую галерею разнонациональных танцев, каждый из которых с художественной достоверностью передавал особенности народных традиций. Большое адажио с солирующей скрипкой, звучащее во втором действии спектакля, построено на прекрасных, одухотворенных мелодиях. Оно представляет собой любовный дуэт Раймонды и ее жениха, и по праву считается одной из самых вдохновенных страниц творчества композитора.
 
Выдающийся американский скрипач и композитор Ефрем Цимбалист родился в Ростове-на-Дону, был выпускником Петербургской консерватории, которую он закончил по классу виднейшего педагога Л. Ауэра в 1907 году, то есть в последние годы работы в ней Н.А. Римского-Корсакова. С 1911 года он постоянно жил в США, гастролируя в различных странах мира, в том числе в СССР. Цимбалист был членом жюри нескольких конкурсов П.И. Чайковского. Свой концертный репертуар музыкант пополнял собственными сочинениями, в числе которых немалое место занимает жанр фантазии на темы из различных опер, например, «Кармен» Ж. Бизе и «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова. Обращение к последней опере русского композитора стало своеобразной данью памяти великого художника. Использовав все основные мелодии оперы (тему Петушка, арию Шемаханской царицы и др.), Цимбалист создает яркую, виртуозную концертную пьесу свободной формы, словно заново разворачивая перед слушателями события вечной, неумирающей сказки.
 
Шуточную польку для фортепиано «Елена» А.П. Бородин, участник «Могучей кучки» и один из друзей Н.А. Римского-Корсакова, написал в возрасте 9 лет. Много лет спустя, в 1861 году композитор сделал ее обработку для фортепиано в 4 руки. Название пьесы было дано автором в честь молодой девушки. Супруга А.П. Бородина вспоминала: «Саше приходилось, танцуя с нею, обнимать ее колени, дальше роста его не хватало. Но как ревновал он ее, когда она танцевала с другими!» Наивная по характеру миниатюра привлекает своей незатейливостью и непосредственностью.
Лето 1861 года навсегда осталось в памяти А.П. Бородина одним из самых счастливых периодов его жизни, связанных с предстоящей женитьбой. Тогда для совместного исполнения с невестой он написал несколько фортепианных пьес в 4 руки, в том числе Аллегретто ре бемоль мажор, которое позднее войдет в трио менуэта в его Фортепианном квинтете.
В тот же период, в 1862 году композитором была написана еще одна пьеса для фортепиано в 4 руки – Тарантелла ре мажор. Появление опуса, в основу которого положен итальянский танец, обусловлено тем, что А.П. Бородин год провел в этой стране, и многие его творческие замыслы, оставшиеся, к сожалению, неосуществленными, определены художественной атмосферой, в которой вращался композитор.
 
Фортепианный цикл «Картинки с выставки» был написан еще одним предтавителем «Могучей кучки» Модестом Петровичем Мусоргским в 1874 году в память о друге, архитекторе и художнике Викторе Гартмане. Цикл построен композитором как программная сюита из 10 пьес, перемежающихся интермедиями. В ней сочетаются картинки из реальной жизни и сказочной фантастики с образами из далекого прошлого. Каждой пьесе Мусоргский дает название и все пьесы связывает между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей переход от картины к картине. Такое построение сюиты — единственное в классической музыке. В программу концерта включено несколько пьес данного цикла:
2. Старый замок. По воспоминаниям Владимира Стасова, которому посвящен цикл, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур с лютней.
4. Быдло. В письме к Стасову Мусоргский назвал эту пьесу «Sandomirzsko bydło» (польск. «Сандомирский скот»). Пьеса изображает, по примечанию Стасова, польскую телегу на огромных колесах, запряженную волами.
5. Балет невылупившихся птенцов. Прототипом пьесы послужили эскизы В. Гартмана к костюмам для балета Ю. Гербера «Трильби», поставленного выдающимся хореографом М. Петипа в 1871 году.
10. Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве). Эта часть сюиты посвящена эскизу Гартмана, выполненному к его архитектурному проекту киевских городских ворот. Пьеса служит финалом цикла – яркой, мощной картиной народного торжества.
 
Балет «Петрушка» был создан в 1911 году Игорем Федоровичем Стравинским  – ярким представителем петербургской композиторской школы, тесно общавшимся с членами Беляевского кружка, особенно с Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым. Сочинение было заказано Стравинскому организатором «Русских сезонов» за границей С.П. Дягилевым в расчете на возможности его блистательной театральной труппы. Балет — стилизация народного балаганного действа — был поставлен в Париже в 1911 году, позднее, в 1921 году, автор сделал фортепианное переложение трех фрагментов сочинения — 1. «Русская» 2. «У Петрушки» 3. «Масленица». Стравинский намеренно ввел в сочинение нарочито банальные фольклорные мелодии, преимущественно городского происхождения, которые убедительно передают атмосферу народного гулянья.
 
Профессор З.М. Гусейнова
 
 

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин