18
ноября
Среда
19:00
2020
Стоимость билетов:
500-800 руб
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
ОНЛАЙН-концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН  ч. I
ссылка  активна 

Н.Черепнин (1873–1945).
Хореодрама в 1 действии по Эдгару По
"Красная маска" (Маска красной смерти).
Переложение для фортепиано в 2 руки op.42

II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН  ч. II
ссылка активна

С. Прокофьев (1891-1953). 4 этюда op.2

Г. Попов (1904-1972). Большая сюита для фортепиано op.6

А. Скрябин (1872–1915). Соната №10 для фортепиано op.70
 
Д. Шостакович (1906-1975). Соната №1 для фортепиано ре мажор op.12
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Юрий Фаворин (фортепиано)

 

IN ENGLISH

О программе концерта

Николай Николаевич Черепнин – известный русский композитор и дирижер, ученик Н. А. Римского-Корсакова, выпускник Петербургской консерватории (1898). Он вел активную музыкальную жизнь, был членом Беляевского кружка, входил в объединение «Мир искусства», преподавал в Петербургской консерватории, где одним из его учеников был С.С. Прокофьев, посвятивший Н.Н. Черепнину несколько своих сочинений. Особые творческие достижения композитора связаны с жанром балета, именно к нему в первую очередь обратился С.П. Дягилев, задумывая свой знаменитый проект «Русские сезоны». Балеты Н.Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), «Нарцисс и Эхо» (1911) считались новаторскими в области современного балетного искусства. В 1912 году композитор создает необычное произведение – хореодраму «Красная Маска» («Маска Красной Смерти») по зловеще-фантастической новелле известного американского писателя Э. По, написанной в 1842 году. Сюжет балета повествует о принце Просперо, который, чтобы избежать чумы (ее называют «Красная Смерть»), прячется от внешнего мира в своем замке вместе с придворными. Он устраивает маскарад в семи залах, раскрашенных в разные цвета. В конце маскарада появляется незнакомец в маске, изображающей умершего от Красной Смерти. Просперо пытается противостоять неизвестному, который проходит все залы до самого зловещего, черного с кроваво-красными окнами. Не сумев защититься от Маски, Принц и все гости умирают. В завершение становится ясным, что под саваном незнакомца в маске нет физического тела.
Балет в те годы не был поставлен. Композитор подготовил на основе балета симфоническую сюиту, исполненную в 1916 году. Рецензент М. Глинский писал тогда в Русской музыкальной газете, что эстетическая сущность стиля Черепнина «ярко проявляется в отвращении к доступной “красивости” и в поисках оригинального... Во всех своих исканиях, причудливых гармонических приемах, во всех крайностях оркестрового письма Черепнин есть наиболее ярко выраженный “герой нашего времени” в музыке. Искатель странного и необычного». В музыке хореодрамы, написанной в стиле экспрессионизма, много зловещего, наполненного страхом. Это состояние заложено уже во вступлении, выстроенном в целотонном ладу; особый эффект создает бой часов, трижды звучащий на протяжении произведения, словно отмеряющий неумолимый бег времени и предвещающий гибель.
 
Имя Сергея Сергеевича Прокофьева закономерно называют одним из первых среди самых ярких композиторов-новаторов ХХ века, оставившем значительное по масштабам творческое наследие, включающее произведения многих жанров. Фортепианные сочинения для Прокофьева – блестящего пианиста всегда играли ведущую роль. Именно в них находили в первую очередь воплощение его поиски в области музыкально-образной выразительности. Летом 1909 года Прокофьев написал, а весной 1910 года впервые исполнил свои ранние фортепианные сочинения Сонату ор. 1 и Четыре этюда, ор. 2 – произведения во многом новаторские. В этюдах формировалась характерная фортепианная фактура, отличающаяся невероятной виртуозностью и сложностью. Этюд № 1 (d-moll, Allegro), бурный, патетический, со смелыми полнозвучными интервальными бросками. Этюд № 2 (e-moll, Moderato) во многом продолжает рахманиновские и шопеновские традиции. Пьеса отличается прозрачной фактурой, ровной беглостью пальцев, элементами полиритмии. Этюд № 3 (c-moll, Andante semplice) выделяется особыми приемами фортепианного письма. Самобытные звучания, частые смены темпа, прием rubato придают особый характер этой технически весьма сложной пьесе. Этюд № 4 (c-moll, Presto energico), особенно любимый автором, часто звучал в его сольных концертах. Этюд демонстрировал формирование особой прокофьевской «колючести», акцентных скачков и других характерных приемов. Н.Я. Мясковский писал об Этюдах ор. 2: «Вот сочинения, от которых веет первобытной силой и свежестью. Прекрасные этюды эти полны причудливой фантастики, то мягкого, но бодрящего лиризма, то жгучей иронии, то, наконец, могучей порывистости».
 
Гавриил Николаевич Попов – композитор, один из представителей музыкального авангарда, соученик Д.Д. Шостаковича в Ленинградской консерватории, автор сочинений разных жанров, в том числе симфонических, инструментальных, музыки для театра и кино. Творческий путь композитора был чрезвычайно сложен, он отразил все перипетии судьбы художника в те годы, в том числе – запреты на исполнение произведений, обвинения в «формализме» и проч. Художественный стиль и концепции произведений Г.Н. Попова менялись с течением времени, композитор постоянно стремился к отражению современности, используя адекватные средства выразительности, что чаще всего не находило понимания у слушателей. Большая сюита для фортепиано ор.6 была написана композитором в 1928 году. Автор соединяет в произведении два контрастных плана: европейскую полифоническую традицию в ее новом осмыслении и всегда значимую для него русскую народную песенность. Новая техника письма, богатство ритмических приемов, соединение контрастных пластов определяют своеобразие Сюиты. Открывающую ее масштабную Инвенцию (Allegro melodico) композитор насыщает сложными полифоническими приемами, виртуозной фортепианной фактурой. Вторая часть Хорал (Largo), формально следуя традициям старинной сюиты, в действительности привносит не столько строгий, сколько устрашающе грозный оттенок с редкими вкраплениями плачевых интонаций, поражая сложной метрикой и масштабным охватом всего диапазона фортепианной клавиатуры. Песня (Andantino cantandо) переводит звучание в контрастную сферу песенности, где композитор раскрывает красоту русской подголосочности. Заключительная Фуга (Presto) поражает невероятным мастерством во владении сложнейшими полифоническими приемами в преобразовании масштабной виртуозной темы. Однако завершается Сюита предельно лаконичным, загадочным Largo, определяющим смысловой итог сочинения.
 
Александр Николаевич Скрябин — выдающийся русский композитор и пианист, он творил преимущественно в жанрах оркестровой и фортепианной музыки. Созданные на протяжении двадцати лет (1892-1913) Десять фортепианных сонат А.Н. Скрябина показывают, какой путь прошел жанр сонаты в творчестве музыканта, и как изменялся его стиль. Одночастная Десятая соната ор.70 была создана композитором в 1913 году, она – одна из самых светлых сонат в наследии автора, написанная во время его пребывания в небольшом городке на берегу Оки, красота которой способствовала во многом созданию вдохновенного произведения. В нем нашли отражение яркие открытия А.Н. Скрябина в области музыкального письма – сопоставления контрастных регистров, красочные тремолирующие звучания, мастерские приемы имитационного развития. Большую роль в формировании драматургии Сонаты №10 играют две контрастные темы вступления, определяющие образный строй сочинения в целом, который сам композитор ассоциировал с лесом, с земной природой; одновременно он говорил о ее мистическом, потустороннем содержании, видя в ней как бы последний акт «развоплощения материи, уничтожения физичности».
 
Фортепианная соната № 1 была написана Д.Д. Шостаковичем в 1926 году почти сразу после триумфального успеха его Симфонии № 1. Композитор создает одночастное сочинение, близкое к фантазии, наполненное необычайной силой, динамичными контрастами, отличающееся остросовременным музыкальным языком, в котором обнаруживается влияние И. Стравинского и П. Хиндемита. Первоначально Шостакович дал Сонате название «Октябрьская», но скоро отказался от него. Большая часть Сонаты поражает экспрессивностью, стремительностью, мощностью подчас почти ударной фортепианной фактуры, в которой даже медленные разделы не приносят отдохновения, а продолжают развитие энергичных токкатных образов. Лишь однажды резко обозначается контраст: медленный эпизод (Lento) открывает иного Шостаковича; здесь утонченность и изысканность звучания словно отсылают к скрябинским образам. Д.Б. Кабалевский, присутствовавший на московской премьере Сонаты в исполнении автора, писал: «Те, кто умели слушать и слышать музыку, почувствовали, что в искусство наше вошел могучий и самобытный талант».
 
Проф. З.М. Гусейнова

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин