17
ноября
Среда
19:00
2021
Стоимость билетов:
400-800 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Г.К. Вагензейль (1715-1777)
Концерт для альтового тромбона с оркестром ми-бемоль мажор (1763) 
 
Л.-Э. Ларссон (1908-1986).
Концертино для тромбона и струнного оркестра ор.45№7

Солист – лауреат международных конкурсов
Алексей Лобиков (тромбон)

С. Кусевицкий (1874–1951)
Концерт для контрабаса с оркестром фа-диез минор ор.3 

Дж. Боттезини (1821-1889) – С. Дягилев.
Интродукция и вариации "Венецианский карнавал"
для контрабаса и струнного оркестра

Солист – лауреат международных конкурсов
Евгений Рыжков (контрабас)
II отделение

Ф. Шопен (1810-1849).
Концерт №1 для фортепиано с оркестром ми минор ор.11

Солист – Лауреат XVI международного конкурса им. Чайковского (2019)
Алексей Мельников (фортепиано)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – Народный артист России Александр Чернушенко

Льготные билеты по 100 рублей  
 можно приобрести

в кассе Дома музыки на наб Мойки, 122, предварительно позвонив 
по телефону (812) 400-14-00

IN ENGLISH

ВНИМАНИЕ! 

ВХОД НА КОНЦЕРТ ПО QR-коду о вакцинации

ШАХМАТНАЯ РАССАДКА

НОШЕНИЕ ЗАЩИТНОЙ МАСКИ СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО

О программе концерта

Георг Кристоф Вагензейль — австрийский композитор, педагог, представитель ранней венской школы, автор многих опер, кантат, инструментальных сочинений. Он внес значительный вклад в формирование симфонических жанров, создав 36 симфоний и 27 концертов для различных инструментов с оркестром. Во времена Г.К. Вагензейля оркестровые инструменты очень часто выступали в качестве сольных, для каждого из них сложился богатый репертуар. П.И. Чайковский писал: «Было время, когда флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, даже тромбон имели своих знаменитых представителей в мире виртуозности и были на эстраде с тремя ее теперешними владыками» (к ним русский композитор относил скрипку, виолончель и фортепиано). Концерт для альтового тромбона с оркестром ми-бемоль мажор был создан Г.К. Вагензейлем в 1763 году, воплотив все основные особенности трактовки жанра своего времени. Сочинение двухчастно, в нем относительно спокойная первая часть Adagio con discretion (то есть сдержанно, умеренно) несет основную смысловую нагрузку, а характер ее тем всецело обусловлен художественными и виртуозно-техническими особенностями альтового тромбона. Весьма привлекательна сравнительно небольшая сольная каденция в конце части: виртуозная и выразительная, она воспринимается как монолог инструмента. Контрастная вторая часть (Allegro assai) динамизирует звучание, словно давая возможность тромбону продемонстрировать его природную мощь и одновременно вести яркий диалог с оркестром.
 
Концертино для тромбона известного шведского композитора Ларса-Эрика Ларссона, автора симфонических, камерно-инструментальных произведений, музыки для радио, кино и театра, было написано в 1955 году. Автор на протяжении всего творческого пути тяготел к концертному жанру, среди написанных им сочинений выделяются 12 концертино для солирующих инструментов и струнного оркестра (1953-1957), концерты для скрипки с оркестром, для виолончели с оркестром и другие. Ларсена называли «народным, остроумным, непредсказуемым композитором». Действительно, Концертино отличается юмористическим, подчас сатирическим характером, в котором автор применяет выразительные технические приемы, создающие необычные, подчас по-музыкантски курьезные ситуации.
 
Творчество Сергея Александровича Кусевицкого – русского дирижера и контрабасиста-виртуоза, принадлежит не только России, но и США, где он работал с 1920-х годов. Будучи тесно связанным со многими мировыми знаменитостями своего времени, он выступал как исполнитель сочинений выдающихся и начинающих музыкантов. В качестве композитора Кусевицкий оставил, среди прочего, и ряд пьес для контрабаса, с которым было связано становление его как профессионального музыканта. Прекрасное знание возможностей инструмента, техническая виртуозность, интересное образное решение позволили сочинениям Кусевицкого войти в репертуар каждого контрабасиста. Русский музыковед В.П. Коломийцев писал о Кусевицком: «Кто никогда не слыхал его игры на контрабасе, тот не может себе и представить, какие нежные и легкокрылые звуки извлекает он из столь мало, казалось бы, благодарного инструмента, обыкновенно служащего лишь массивным фундаментом оркестрового ансамбля. Только очень немногие виолончелисты и скрипачи обладают такой красотой тона и так мастерски владеют своими четырьмя струнами». Эти качества в полной мере отразились в созданном Кусевицким в 1902 году Концерте для контрабаса с оркестром фа диез минор, который занял прочное место в репертуаре контрабасистов. Традиционная трехчастная форма Концерта (Allegro – Andante - Allegro) с устойчивым соотношением частей поражает в то же время небывалым открытием с точки зрения художественно-выразительных и виртуозно-технических возможностей столь «неконцертного» инструмента. Композитор продолжает здесь традиции русского сольного концерта, выстраивая его как многоактную инструментальную драму.
 
Репертуар произведений для контрабаса исторически сложился по преимуществу из переложений для него сочинений для других инструментов. Опусов, написанных непосредственно для контрабаса, сравнительно немного, среди них — творения итальянского музыканта Джованни Боттезини. Его часто называют одним из самых выдающихся исполнителей-контрабасистов, крупнейшим виртуозом, представителем романтического стиля. Он концертировал по всему миру, выступая в 1866 году и в Санкт-Петербурге. Рецензент газеты «Голос» тогда писал: «Он поразил нас, играя разные мелодии, как на флейте, будто бы сотня соловьев была заперта в его контрабасе. Откуда брались его флажолетные пассажи; как он добивался того, что его пальцы переносились по грифу вверх и вниз, подобно пчелиному рою, то сжимая его огромными тисками, то извлекая ворчанье музыкального грома, причем, кажется, совершенно не меняя при этом выражения лица и глядя на публику спокойно, даже зловеще; как его смычок двигался с быстротой света». Боттезини создал сочинения разных жанров (в том числе оперы, концерты), отдавая несомненное первенство «своему» инструменту. Для контрабаса им написано множество опусов — от миниатюр до масштабных концертных сочинений. В основу Интродукции и вариаций на тему итальянской народной песни «Венецианский карнавал» для контрабаса и фортепиано Дж. Боттезини положена популярная мелодия, не раз становившаяся основой для профессиональных произведений. Одним из самых значительных среди них была пьеса скрипача-виртуоза Н. Паганини «Венецианский карнавал», отзвуки который слышны в сочинении Дж. Боттезини. Сочинение структурировано как начальная Интродукция, где фортепиано словно подготавливает основные события. Далее вводится основная тема, которая получает многогранное воплощение в последующих восьми вариациях. Каждая из них технически виртуозна, построена на разных фактурных приемах, что позволяет исполнителям продемонстрировать многогранные возможности инструмента. Современным петербургским музыкантом Сергеем Александровичем Дягилевым была выполнена оркестровая транскрипция сочинения, которая и прозвучит в сегодняшнем концерте.
 
Выдающийся польский композитор и пианист Фредерик Шопен известен в первую очередь своими фортепианными сочинениями, составившими важнейшую часть пианистического репертуара исполнителей XIX-XXI веков. Среди многочисленных произведений для фортепиано композитора выделяются два концерта (1829 г. и 1830 г.), в которых проявилось блестящее мастерство Шопена–виртуоза. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми минор, соч. 11 (I. Allegretto maestoso. II. Romance. Larghetto. III. Rondo. Vivace) приобрел широкую популярность сразу после первого его исполнения. Об этом концерте, написанном юным Шопеном, много лет спустя композитор вспоминал: «Концерт сочинял я в счастливые дни». В рамках произведения Шопен мыслил себя в первую очередь как пианист, поэтому главенствующая роль в нем принадлежит фортепиано. Оркестру отведена роль сопровождения, гармонической и тембровой поддержки сольного инструмента.
Первая часть Концерта выполняет важную драматургическую роль: в ней сосредоточены основные образы сочинения: торжественность, заложенная в начальной теме, и лиричность – в побочной. Их соединение и развитие на протяжении всей части, выраженное в совершенной мелодике, фантазийной виртуозной фактуре, красочной гармонии подчеркивают романтическую устремленность произведения, подготавливая звучание следующей части. Вторая часть, которая определена автором как «Романс», раскрывает еще одну сторону дарования композитора. Собственно, вокальных сочинений у Шопена очень мало, но распевность вошла неотъемлемой частью в его инструментальную музыку, сделав его фортепиано «поющим». Финальное Рондо композитор строит на темах, тесно связанных с богатыми танцевальными традициями Польши, и в партиях солиста и оркестра отчетливо звучат отголоски краковяка и мазурки. Шопен посвятил Концерт немецкому композитору и пианисту Фридриху Калькбреннеру (1785-1849), много сделавшему для пианистической карьеры польского музыканта.
 
Профессор З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин