17
октября
Воскресенье
19:00
2021
Стоимость билетов:
550-1400 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д.37
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 326 4141
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
I отделение

С. Рахманинов (1873-1943). 
Соната для виолончели и фортепиано cоль минор op.19 

II отделение

Э. Григ (1843-1907).
Соната для виолончели и фортепиано ля минор op.36 

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Рамм (виолончель)
Солистка – лауреат международных конкурсов
Анна Одинцова (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Сонату для виолончели и фортепиано соль минор Сергей Рахманинов завершает в 1901 году, почти одновременно со знаменитым Фортепианным концертом №2, с которым ее многое связывает. Соната стала практически первым русским сочинением данного жанра, положившим начало его развитию в последующем. В стилевом отношении Соната характерна для молодого Рахманинова. Яркие романтические чувства, взволнованный тон высказывания, певучая мелодика, активное ритмическое движение, убедительный диалог двух инструментов — все это отличает сочинение, делает его интересным для слушателей и исполнителей. В четырехчастном цикле Сонаты первая часть (Lento. Allegro moderato) определяет общий настрой, создавая выразительный тембровый дуэт и многопластовый контраст настроений. Вторая часть (Allegretto scherzando) представлена композитором как романтическое скерцо, в котором органично сочетаются драматические и лирические эпизоды. Третья, сравнительно небольшая часть (Andante) относится к числу самых выразительных лирических пьес, которыми так богато наследие Рахманинова. Простая песенная тема, бесконечно развиваясь и открывая все новые выразительные интонационные изгибы, переходя от одного инструмента к другому, рождает ощущение особого музыкального пространства. Финал (Allegro mosso), продолжая идею «праздничных» ликующих завершений, характерных для русских инструментальных циклов, в виртуозном звучании обобщает настроения предшествующих частей. Композитор посвятил Сонату выдающемуся виртуозу, виолончелисту Анатолию Брандукову (1858–1930), с которым был тесно связан. Еще в 1892 году Брандуков стал участником первого самостоятельного концерта 19-летнего Рахманинова, а позднее вместе с автором и скрипачом Ю. Конюсом представил слушателям его знаменитое Элегическое трио.
 
Сонату для виолончели и фортепиано норвежский композитор Эдвард Григ создал в 1882 году, посвятив ее брату Йону. Это последнее крупное циклическое сочинение композитора, получившее широкую известность, наряду с его Фортепианным концертом. Подчеркнутая романтичность, своеобразная красота всех тем сонаты, состязательность виолончельной и фортепианной партий, эффектное звучание виртуозных пассажей — все это рождает ощущение не камерности, но концертности, почти симфоничности звучания произведения. Первая часть (Allegro agitato), отмеченная возвышенной патетикой, сменяется величавой, медленной второй частью (Andante molto tranquillo); финал же (Allegro), решенный в жанровом ключе, основан на теме народного танца халлинга, так часто используемого Григом. Основные темы Сонаты уже встречались ранее в сочинениях композитора, теперь же он словно соединяет их в память о прошлом.
 
Проф. З. М. Гусейнова

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Анна Одинцова