17
октября
Среда
19:00
2012
Стоимость билетов:
100-150 руб.
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

Л. Бетховен (1770-1827) Соната №3 для виолончели и фортепиано ля-мажор, ор.69
К. Дебюсси (1862-1918) Соната для виолончели и фортепиано ре-минор L135

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Алексей Жилин (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Павел Райкерус
II отделение

К. Шимановский (1882-1937) «Маски» три пьесы для фортепиано ор.35
Ф. Шопен (1810-1849) - Ф. Лист (1811-1886) «Душенька» из цикла 6 польских песен
Ф. Лист. Большой хроматический галоп.
Воспоминания о Дон Жуане.

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Павел Райкерус (фортепиано)

О программе концерта

В значительном по масштабу инструментальном наследии Людвига ван Бетховена произведения для виолончели занимают сравнительно небольшое место. Композитором создано пять сонат и три вариационных цикла для виолончели и фортепиано, и каждое из них являет собой классический образец камерно-инструментального стиля. Бетховен по сути стал создателем жанра виолончельной сонаты, продолжив идущее от зрелых скрипичных сонат Моцарта равноправие партий струнного инструмента и фортепиано.
Третья виолончельная соната была создана Бетховеном в 1808 году и посвящена им другу, талантливому виолончелисту барону Игнацу фон Гляйхенштейну с необычной ремаркой — «Inter Lacrimas et Lucrum» («Среди слез и печалей»), вероятно, как намек на страдания Австрии в период наполеоновских войн. Но сама музыка сонаты носит светлый, жизнеутверждающий характер. Первая часть (Allegro ma non tanto) начинается с вопросительной темы, проводимой солирующей виолончелью и звучащей на протяжении всей части. Вторая часть (Scherzo. Allegro molto) представляет необычное, скерцозное решение средней части, как правило, выступающей в сонатах в качестве лирического центра сочинения. Эту функцию берет на себя финал, состоящий из двух контрастных разделов. Первый раздел (Adagio cantabile), построенный на выразительной певучей теме, концентрирует в себе характерные приемы сдержанного бетховенского высказывания. Второй же раздел (Allegro vivace) решен как стремительный, динамичный финал, как бы вбирающий в себя образы предшествующих частей.
Соната для виолончели и фортепиано была написана выдающимся композитором-импрессионистом Клодом Дебюсси в 1915 году в рамках оставшегося неосуществленным замысла «Шесть сонат для разных инструментов, сочиненных Клодом-Ашилем Дебюсси, французским музыкантом» (композитору удалось создать лишь три сонаты). Каждой из сонат должно было предшествовать уточнение в старинном стиле, и в данном случае оно выглядело следующим образом: «Первая, для виолончели с фортепиано. Следующая будет для флейты, альта и арфы». Новаторство Дебюсси, ярко проявившееся в его оперном и симфоническом жанрах, затронуло и камерно-инструментальную музыку: он выступает здесь как наследник выдающихся традиций XIX века, по-новому осмысливающий трехчастный сонатный цикл, использующий все богатство танцевальных и песенных интонаций испанского фольклора, безупречный мастер звукописи.
Соната состоит из трех частей, где вторая и третья идут без перерыва: вступительный Пролог (Prologue: Lent, sostenuto e molto risoluto) с его возвышенно-мечтательным звучанием подготавливает Серенаду (Sérénade: Modérément animé), решенную в несколько гротескном ключе, и последующий Финал (Final: Animé, ger et nerveux) с его яркой театральностью. Сложнейшая партия солирующего инструмента с быстро сменяющимися штрихами и многообразной артикуляцией, разноплановой пассажной штриховой техникой призвана передать изменчивость образов, бесконечность движения, «капризность» музыки.
 
Крупнейший польский композитор ХХ века Кароль Шимановский родился в Тимошовке (бывшей Херсонской губернии) в образованной, интеллигентной семье. Его отец и брат были пианистами, сестра — певицей, художницей и поэтессой. Музыкальное образование Кароль Шимановский получает в школе своего дяди Густава Нейгауза (отца выдающегося советского пианиста Генриха Нейгауза) в Елизаветграде, позднее — в Варшавской консерватории. В творчестве Шимановского тесно сплелись польские, украинские, русские национальные корни, обогащенные мощным влиянием европейских традиций, в том числе импрессионизма и конструктивизма. В созданной в 1916 году фортепианной сюите – триптихе «Маски» композитор обращается к столь привлекательным для музыканта образам, имеющим богатые традиции.  Первая часть «Шехеразада» воссоздает события прекрасных сказок «1000 и одной ночи». Вторая «Тантрис-шут» переводит действие в иную эпоху древних сказаний, где появляется возможность создания гротескных образов. «Тантрис» – это анаграмма имени «Тристан». В «Романе о Тристане и Изольде» и опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда» этим именем назвался Изольде раненный Тристан. В драме Э. Хардта «Тантрис-шут» (1907) повествуется о том, как Тристан прибывает в замок Марка после 10-летнего отсутствия в облике шута. Изольда не узнает его в дурацком колпаке с бубенчиками, и обидевшийся герой покидает возлюбленную навсегда.
Третья часть«Серенада Дон Жуана», также имеющая многочисленные музыкальные прототипы, по-новому, уже на экспрессионистском уровне, раскрывает образ вечной мужественности и привлекательности.
 
Выдающийся венгерский композитор, пианист, дирижер Ференц Лист в своём творчестве часто обращался к сочинениям других композиторов – Верди, Паганини, Берлиоза и других, создавая на их основе многочисленные обработки, транскрипции, парафразы. Среди них — Транскрипции для фортепиано Шести песен из вокального цикла Ф.Шопена «Польские песни» (op. 74), одна из которых «Душечка» прозвучит в сегодняшнем концерте.
Другое фортепианное сочинение Листа – «Большой хроматический галоп» (1838). Галоп – бальный танец XIX века, исполняющийся в очень быстром, скачкообразном движении — дал возможность композитору написать на его основе виртуозную, насыщенную сложнейшими хроматизмами, пьесу, где танцевальная основа становится лишь поводом для создания яркого, динамичного образа.
Еще одна оперная транскрипция — Воспоминания об опере МоцартаДон Жуан” считается наиболее сложным фортепианным сочинением для исполнения из всего, что написал Лист. Знакомые моцартовские темы здесь предстают в новом обличии — теперь уже в блестящем инструментальном изложении, в богато орнаментированном мелодическом и фактурном варьировании, в новом романтическом звучании.
        
                                                                                           З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Павел Райкерус