17
апреля
Среда
19:00
2024
Стоимость билетов:
350-400 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Б. Сметана (1824-1884).
Симфоническая поэма «Влтава» из цикла «Моя Родина»
ми минор JB 1:112/2 (1874)

Р. Глиэр (1875-1956).
Концерт для валторны с оркестром си-бемоль мажор op.91

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Герасимов (валторна)
II отделение

Ф. Крамарж (1759-1831).
Концерт №2 для гобоя с оркестром фа мажор op.52

Солистка – лауреат международных конкурсов
Анастасия Гламаздина (гобой)

Ф. Давид (1810-1873).
Концертино для тромбона с оркестром ми-бемоль мажор op.4

Солист – лауреат международных конкурсов
Северьян Богданов (тромбон)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Бедржих Сметана – известный чешский композитор, пианист, дирижер, один из основоположников национальной композиторской школы. Им написан целый ряд сочинений, в основу которых положены народные сюжеты и песни – оперы «Проданная невеста» (1866) и «Либуше» (1872), Триумфальная симфония (1854), хоровые и инструментальные произведения. В 1874-1879 годах Б. Сметана работает над грандиозным симфоническим циклом «Моя Родина», объединяющим шесть программных симфонических поэм: «Вышеград», «Влтава», «Шарка», «Из чешских лугов и лесов», «Табор» и «Бланик». Каждая поэма связана с легендами, историческими событиями, образами природы Чехии. «Влтава» – одна из основных рек страны. Композитор в своем сочинении словно воссоздает эпизоды, наблюдаемые на ее берегах: сначала представлено спокойное течение реки, затем при звучании труб и валторн возникает сцена охоты, далее с ритмом польки слушатель становится свидетелем крестьянской свадьбы, в тихой мелодии скрипок рождаются образы хороводов русалок; завершающим эпизодом с его подчеркнуто аккордовой фактурой раскрываются образы порогов Святого Иоанна. «Влтава» является на Родине одним из самых популярных сочинений, она считается неофициальным национальным гимном.
 
В наследии известного российского и советского композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра жанр концерта представлен несколькими интересными сочинениями. Композитором созданы концерты для арфы, для скрипки, необычный концерт для голоса с оркестром и другие произведения. Особую известность у исполнителей и слушателей приобрел Концерт для валторны с оркестром, написанный в 1951 году и посвященный первому исполнителю, солисту оркестра Большого театра В. В. Полеху (1918-2006). Ярко проявившаяся в сочинениях Глиэра способность показывать выразительные распевные мелодии, максимально использовать художественные и технические возможности солирующего инструмента, формировать сложную оркестровую фактуру, создавать сбалансированное звучание солиста и оркестра со всей очевидностью проявляются в Концерте для валторны. Волевой, мужественный облик первой части возникает, во многом благодаря маршевости основных тем, активности их ритмического решения. Вторая часть становится лирическим центром сочинения; ее тема, близкая народным напевам, носит, благодаря тембру валторны, несколько сдержанный, затаенный характер. В конце разработки второй части композитор вводит небольшую сольную каденцию, которую исполнитель, однако, считал недостаточной для столь яркого, виртуозного сочинения. Поэтому Полех сам сочинил масштабную каденцию, ставшую органичным эпизодом Концерта. Третья часть — традиционная для инструментальных концертов композитора картина яркого, многоликого народного праздника, где преобладают плясовые ритмы. Впервые Концерт для валторны был исполнен 10 мая 1951 года в Ленинграде в Большом зале филармонии оркестром под управлением автора. Очень быстро Концерт стал популярным, репертуарным сочинением, он включался в конкурсные программы в состязаниях музыкантов разных стран. В. В. Полех писал: «Выступая с этим произведением во многих городах Европы и Америки, я сам смог убедиться, каким громадным успехом оно пользуется повсеместно. Пластинки с записями этого концерта продаются во всех музыкальных магазинах».
 
Франтишек Винценц Крамарж (Франц Кроммер) — известный чешский скрипач, дирижер, композитор, представитель эпохи классицизма. В течение ряда лет он служил органистом, капельмейстером, дирижером в различных соборах и оркестрах Чехии и Австрии, а с 1818 года стал придворным композитором, камер-капельмейстером Австрийского императорского двора, сопровождая императора в различных поездках. Крамаржом создано 5 симфоний, около 100 струнных квартетов, ряд инструментальных концертов, духовные сочинения. Среди них выделяются два концерта для гобоя с оркестром, из которых Концерт № 2 фа мажор, написанный в 1805 году, завоевал широкую известность. Концерт решен в характерной для классицистов трехчастной циклической форме (I. Allegro — II. Adagio — III. Allegretto. Rondo). Стремительная первая часть, близка по стилю симфониям Й. Гайдна, ее главная партия построена на характерном, многократно повторяющемся, словно «взлетающем» мотиве, которому противостоит выразительная, гибкая побочная партия. Вторая часть переводит действия в пейзажную сферу, здесь гобой традиционно поет свою нежную песню. Заключительная часть написана в форме рондо, где теме рефрена, носящей скерцозный оттенок, противостоят контрастные эпизоды.
 
Немецкий композитор и скрипач XIX века Фердинанд Давид был профессором Лейпцигской консерватории и концертирующим солистом, гастролировавшим во многих странах Европы, в том числе в России. Среди сочинений Ф. Давида выделяются комическая опера «Ганс Вахт», симфонии и скрипичные концерты, камерные ансамбли. Особое признание получило Концертино для тромбона с оркестром — одно из первых сочинений для данного инструмента, которое было завершено в 1837 году и посвящено другу Карлу Квайссеру, вдохновившему композитора на создание сочинения. На премьерном исполнении оркестром дирижировал Ф. Мендельсон. Концертино состоит из трех частей (I. Allegro maestoso II. Marcia funebre. Andante III. Allegro maestoso), где крайние быстрые части обрамляют медленный Траурный марш. Общее звучание Концертино ориентировано на характер и художественно-технические возможности сольного инструмента: мужественность, строгость и торжественность, контрасты праздничного ликования и глубокой печали — все эти черты свойственны тембру тромбона и убедительно передаются его звучанием. В определенном плане инструментальные находки Ф. Давида предвосхитили открытия выдающегося композитора Г. Берлиоза, в «Траурно–триумфальной симфонии» (1840) которого основная тема второй части «Надгробная речь» будет поручена солирующему тромбону.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин