17
апреля
Суббота
19:00
2021
Стоимость билетов:
250-400 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

Г.Ф.Гендель (1685-1759).
Концерт №3 для гобоя с оркестром соль минор HWV287

Солист – лауреат международных конкурсов
Алексей Иванов (труба)

Р. Штраус (1864–1949).
Концерт для гобоя и маленького оркестра ре мажор TrV292, AV 144

Солист – лауреат международного конкурса
Дугар Цыбиков (гобой)
II отделение

к 265-летию композитора
В.А. Моцарт (1756-1791).
Концерт №23 для фортепиано с оркестром ля мажор KV488 

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Илья Папоян (фортепиано)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

Концерт перенесен с 17 февраля 2021 года
билеты действительны

Билеты по 100 рублей
для льготных категорий граждан можно приобрести

в кассе Дома музыки на наб Мойки, 122, предварительно позвонив 
по телефону (812) 400-14-00

IN ENGLISH

О программе концерта

Искусство Георга Фридриха Генделя, видного представителя музыки барокко, принадлежит в равной степени Германии и Англии. Композитором создано множество произведений разных жанров, среди которых важное место заняли сочинения для гобоя – любимого инструмента музыканта. Для гобоя Г.Ф. Генделем были написаны многие самостоятельные сочинения. Но не менее активно композитор вводил партии гобоя в разные инструментальные и вокальные произведения, всегда наделяя их глубоким содержанием и неповторимым звучанием. Три концерта для гобоя с оркестром Г.Ф. Генделя относятся к началу XVIII века.
Наибольшую известность получил изящный Концерт № 3 соль минор, написанный в 1703-1704 годах. В нем композитор в определенной мере продолжил традиции инструментальных опусов итальянских мастеров – Т. Альбинони и А. Корелли, где усилено состязательное начало между солирующими инструментами и оркестром. Четырехчастное строение Концерта №3 дало возможность Г. Ф. Генделю образно и технически сопоставить эпизоды поэтичной барочной композиции и позволить солирующему инструменту продемонстрировать его необычайные выразительные возможности. Первая часть Концерта (Grave), напоминающая по характеру торжественное шествие, звучит выразительно и лирично, благодаря солирующему гобою. Вторая часть (Allegro) – стремительная, интонационно и фактурно насыщенная, усиливает концертное сопоставление обеих партий. Лаконичная третья часть Сарабанда (Largo) воспринимается как нежный, меланхоличный танец. Ее сменяет энергичный стремительный финал (Allegro), музыкальный материал которого впоследствии использовался композитором в разных сочинениях, в частности, в знаменитом органном концерте № 3. Яркая образность, мелодическое богатство, тонкость стиля обеспечили Концерту для гобоя №3 большую популярность, поэтому партию солиста стали с успехом исполнять и на других инструментах, в том числе на трубе.
Рихард Штраус – один из выдающихся немецких композиторов и дирижеров конца XIX – первой половины ХХ века, автор многих новаторских произведений. Он создавал сочинения в различных жанрах, среди которых — оперы, балеты, симфонические поэмы, музыка к драматическим спектаклям, хоровые произведения, романсы. В основе его произведений часто лежали известные сочинения Ф. Ницше, Ж.-Б. Мольера, Сервантеса и многих других литераторов и философов. Современники отмечали необычайное новаторство Р. Штрауса в области драматургии, гармонии, оркестровки. Друг композитора, известный французский писатель Р. Роллан писал о нем: «Воля у него героическая, покоряющая, страстная и могучая до величия. Вот чем Рихард Штраус велик, вот в чем он уникум в настоящее время. В нем чувствуется сила, властвующая над людьми. Эти-то героические стороны и делают его преемником какой-то части мыслей Бетховена и Вагнера. Эти-то стороны и делают его одним из поэтов, — быть может, самым крупным современной Германии».
Концерт для гобоя был написан Р. Штраусом в 1945 году, когда композитору был уже 81 год. Создавая Концерт, он, вспоминая войну, отмечал: «Я не выношу трагической атмосферы современности. Я имею право писать ту музыку, какая мне нравится, не правда ли?». Концерт для гобоя и малого оркестра был написан в результате визита к композитору американских военных после войны. Поводом послужила просьба американского солдата Дж. де Ланси, бывшего до войны гобоистом одного из симфонических оркестров, создать для него опус для солирующего инструмента, что композитор и осуществил. В своем сочинении Р. Штраус как бы возвращается к традиционному концертному жанру эпохи Гайдна и Моцарта, создавая мажорное, светлое по характеру и средствам выразительности произведение. В то же время в Концерте очевидно проявляются черты композитора-новатора: сохраняя традиционное последование частей, Р. Штраус выстраивает материал так, что одна часть перетекает в другую без перерыва; в мелодической самостоятельности каждой части просвечивает краткий сквозной мотив, проявляющийся во многих темах; «облегченная» партия малого оркестра не скрывает мастера сложнейшего симфонического письма. Свое сочинение Р. Штраус посвятил его первым исполнителям – Симфоническому оркестру Тонхалле (Цюрих) и дирижеру Андреа Фолькмару.
В. А. Моцарт по праву считается одной из самых ярких фигур мировой музыкальной культуры. Автор многочисленных сочинений во всех жанрах, он сумел в каждом из них не только сказать собственное яркое слово художника, но и определить черты развития жанра на многие десятилетия вперед. Важным для композитора стало обращение к жанру инструментального концерта, позволившего художнику открыть новое направление, характерное для музыки своего времени. Принципы концертности у В. А. Моцарта блистательно проявились в разных сочинениях, в том числе и в тех, где в качестве солиста выступает фортепиано (клавир). 27 концертов для фортепиано с оркестром, созданных мастером, отмечают его путь с отрочества до последних дней. Возможность сопоставить в концерте две равновеликие силы — фортепиано и оркестр — в их гармоничном, не конфликтном единстве определило суть всех сочинений Моцарта в данном жанре, но в каждом случае было найдено индивидуальное решение. Концерт № 23 создавался в период работы композитора над оперой «Женитьба Фигаро» (1785-1786) и образно во многом оказался связанным с этим великим сочинением. Простота и соразмерность первой части (Allegro) уступают место медленной второй (Adagio) с ее неизбывной лирикой и мягкостью звучания. Не случайно один из исследователей назвал вторую часть «душой всего произведения». Сменяющее его заключительное Рондо (Allegro assai) с активным, динамичным движением оказывается сродни энергичным симфоническим финалам композитора.
 
Профессор З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Dugar Tsybikov_photo