17
января
Среда
19:00
2024
Стоимость билетов:
500 - 800 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Я. Стамиц (1717-1757).
Концерт для кларнета с оркестром си-бемоль мажор (1757)

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Лев Журавский (кларнет)

С. Меркаданте (1795-1870).
Концерт №2 для флейты с оркестром ми минор op.57

Солистка – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Анна Комарова (флейта)
II отделение

А. Глазунов (1865-1936).
Испанский танец из балета «Раймонда» op.57
Э. Лало (1823-1892).
Концерт для виолончели с оркестром ре минор (1877)

Солист – лауреат международных конкурсов
Федор Амосов (виолончель)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – Алексей Рубин

IN ENGLISH

О программе концерта

Известный чешский композитор, скрипач и дирижер Ян Вацлав Антонин Стамиц  считается одним из основоположников мангеймской  школы, с которой связаны многие преобразования в инструментальном искусстве – в области музыкальной формы он переосмыслил симфонический цикл, усилил выразительные возможности многих инструментов.  С 1743 года Стамиц был первой скрипкой Мангеймского придворного оркестра, а в 1745 году стал его дирижёром. Стамицем написан ряд симфоний и оркестровых концертов, Торжественная месса (1755), сонаты. Созданный в 1757 году, незадолго до смерти композитора Концерт для кларнета с оркестром B-dur стал первым в истории мировой музыкальной культуры произведением данного жанра, получившим в дальнейшем активное развитие. Выразительная мелодика, интересные оркестровые сочетания, гибкая ритмика, мастерское использование художественных и технических возможностей сольного инструмента придают ему особую привлекательность. Три традиционные части Концерта, построенные по принципу темпового контраста (Allegro moderato – Adagio - Poco presto) стилистически точно отражают характерные черты инструментальной музыки представителей мангеймской школы. Каденция в конце первой части написана позднее, и принадлежит она Петеру Граденвицу.
Саверио Меркаданте был одним из самых известных композиторов Италии своего времени. Воспитанник Неаполитанской консерватории, а позднее ее директор, Меркаданте многое сделал для музыкального искусства своей страны. Его карьера композитора была чрезвычайно успешной, оперы «Мария Стюарт, королева Шотландии», «Сципион в Картахене» и другие (всего около 60 опер) ставились на сценах европейских стран, оказав влияние на многих современных музыкантов, духовные и инструментально-симфонические произведения — мессы, симфонии, фантазии, концерты входили в репертуар ярких исполнителей. Меркаданте продолжал интенсивно работать и после того, как в результате болезни в 1862 году потерял зрение, и произведения записывались под его диктовку. Среди инструментальных сочинений композитора выделяются концерты для флейты с оркестром, в том числе – Концерт ми минор. Он сохранил основные стилевые черты итальянской инструментальной музыки первой половины XIX века с опорой на прекрасную национальную мелодику и выразительным звучанием камерного оркестра. Традиционная трехчастность в Концерте приобретает новые черты. Первая часть (Allegro maestoso) создает особое, торжественно-приподнятое звучание, вторая (Largo) — совсем короткая — выполняет роль небольшой лирической связки. Третья часть (Rondo Russo. Allegro vivace scherzando), завоевавшая особую популярность у исполнителей и слушателей, представляет собой прекрасный образец итальянской инструментальной пьесы с ее неповторимым национальным колоритом. Композитор вводит в Концерт новые инструментальные краски как для солиста-виртуоза, так и для оркестра, способствующие созданию выразительного лирического музыкального звучания.
Крупнейший русский композитор конца XIX – начала ХХ века Александр Константинович Глазунов, ученик и друг Н. А. Римского–Корсакова, долгие годы возглавлявший Санкт–Петербургскую консерваторию, вошел в историю отечественного искусства, в первую очередь, как автор выдающихся инструментальных и балетных сочинений. В 1896 году композитор получил заказ от директора Петербургских императорских театров И. А. Всеволожского на создание балета «Раймонда», сюжет которой основан на средневековых французских рыцарских легендах. Работа, завершенная композитором в 1898 году, проходила в тесном сотрудничестве с известным балетмейстером М. И. Петипа, который выступил постановщиком спектакля. Сюжет, связанный с европейским и ориентальным искусством, позволил А. К. Глазунову создать в балете яркую галерею разнонациональных танцев, каждый из которых с художественной достоверностью передавал особенности народных традиций. Среди самых известных эпизодов балета – зажигательный Испанский танец, основанный на характерных фольклорных ритмах.
Известный французский композитор Эдуард Лало был профессиональным скрипачом, поэтому неудивительно, что скрипке посвящены многие его сочинения разных жанров, в которых Лало активно использовал мелодии разных народов. Большой популярностью пользовались Норвежская фантазия (1878) и Русский концерт (1879), написанные для скрипки с оркестром. Но признание слушателей и профессиональных музыкантов также снискал Концерт для виолончели с оркестром ре минор, работу над которым автор закончил в 1877 году. В процессе сочинения Э. Лало постоянно консультировался с известным бельгийским виолончелистом Адольфом Фишером (1850-1891), который стал первым исполнителем сочинения, ему же и посвященном. Трехчастную композицию Концерта автор трактует очень свободно, каждая из частей построена на сопоставлении контрастных разделов: медленная Прелюдия и Торжественное аллегро в первой части; Интермеццо, перемежающееся со стремительным аллегро и выразительным андантино, во второй; медленное вступление и стремительное аллегро в третьей. Финал сочинения Э. Лало основывает на теме из испанской сарсуэлы (театральный жанр, построенный на сочетании вокальных разделов, разговорных диалогов и танцев) «Человек слаб» Ф. А. Барбьери, наполняя его стремительными зажигательными ритмами.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин