16
мая
Среда
19:00
2018
Стоимость билетов:
250-300 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

В.А. Моцарт (1756-1791). Концерт для фагота с оркестром KV191

Солист – лауреат международных конкурсов
Дарья Федорова (фагот)

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

В.А. Моцарт (1756-1791).  Концерт №5 для скрипки с оркестром KV219

Солист – лауреат международных конкурсов
Петр Федотов (скрипка)
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

В.А. Моцарт (1756-1791). Концерт №24 для фортепиано с оркестром KV491

Солист – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Юдин (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Инструментальный концерт в творчестве В.А. Моцарта (1756-1791) представлен очень широко: возможность «состязания» сольного инструмента и оркестра отвечала основным принципам яркого, театрально-зрелищного искусства композитора. В этом жанре он создал свыше 40 сочинений, где, наряду с 27 фортепианными, представлены концерты для скрипки, валторны, кларнета и других оркестровых инструментов. Концерт для фагота с оркестром был сочинен Моцартом летом 1774 года в Зальцбурге. Фагот в то время редко звучал как солирующий инструмент, и даже в оркестре ему, как правило, поручалось удвоение партии виолончелей. Но для молодого Моцарта избрание данного инструмента как солирующего оказалось очень важным: композитор оценил его выразительные и технические возможности: большой диапазон, богатство регистровых тембров, подвижность, благородство и красоту звучания. «Галантный» стиль, в котором написано сочинение, выдержан на протяжении всех трех частей (1. Allegro, 2. Andante ma Adagio, 3. Rondo. Tempo di Menuetto). Технически трудная партия солиста передает контрастность настроений, разнохарактерность эпизодов, где отчетливо проявляются возможности инструмента.
В. А. Моцартом было написано пять скрипичных концертов, причем все, кроме первого, композитор создал в 1795 году, в том числе и знаменитый Концерт № 5. Следование характерному для данного жанра трехчастному строению не помешало композитору внести новые, непривычные для строгих форм, «отступления», позволившие придать инструментальному жанру черты театральности. В первой части, которая предваряется ремаркой Allegro aperto («aperto» означает «открыто») поразительны неожиданное начало, шутливый характер второй темы, поэтичный эпизод солирующей скрипки, внезапная пауза и другие приемы игрового плана. Вторая часть Adagio в своем первоначальном варианте вносила, по мнению архиепископа Коллоредо, перед которым выступал Моцарт, слишком романтический оттенок; поэтому она была переписана композитором. Необычен и финал Rondeau: Tempo di Menuetto, где галантный рефрен (тема менуэта) в определенный момент сменяется неожиданным, непредсказуемым музыкальным вторжением: возникает образ цыгана-музыканта, импровизирующего на скрипке на тему модной в те времена «турецкой» музыки. Это обстоятельство дало основания для названия концерта «турецким».
В фортепианном наследии Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) жанр концерта представлен многими произведениями. В этих сочинениях были закреплены черты классического концерта, сохранившиеся затем у многих композиторов. Концерт № 24 до минор был написан Моцартом в 1786 году. Исполненный тогда же, он был с восторгом принят слушателями, и его вторая часть была даже исполнена «на бис». Концерт принадлежит к числу остро драматических сочинений Моцарта, в нём использованы яркие средства музыкальной выразительности, значительный состав оркестра. Уже открывающая Концерт первая тема (главная партия) с ее хроматизмами, большими скачками, острым ритмом содержит значительные возможности для многочисленных драматических преобразований в дальнейшем. Лирические эпизоды лишь ненадолго уводят слушателя от грозовой атмосферы темы. Моцарт не оставил традиционной каденции, хотя некоторые композиторы (Брамс, Бузони) впоследствии создавали свои каденции к первой части. Вторая часть (Larghetto) – образец по-моцартовски тонкой, изящной лирики, где особенно выделяется выразительный, звучащий у солиста, мотив в коде. Эта часть в определенной мере призвана уравновесить драматический накал первой части Концерта. Финал произведения (Allegretto) решен Моцартом не как традиционное рондо, а как цикл вариаций, в основу которого автор положил активную тему маршевого склада. Моцарт достигает небывалого уровня развития темы, превращая финал в фантастическое скерцо, логично завершающее Концерт.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин