16
февраля
Суббота
17:00
2019
Стоимость билетов:
250 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, д.34
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 272–44–41
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
Фортепианный марафон
I отделение

Д. Скарлатти (1685-1757).
Соната для фортепиано ре мажор K.29
Соната для фортепиано ре минор K.120
К. Дебюсси (1862-1918). «Вечер в Гренаде» из цикла «Эстампы» L.100
И. Альбенис (1862-1909). Триана из цикла «Иберия»
Ф. Лист (1811-1886). Испанская рапсодия S.254

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Елизавета Украинская (фортепиано)
II отделение

С. Прокофьев (1891-1953).
10 пьес из балета «Ромео и Джульетта», соч.75
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Тимофей Доля (фортепиано)

Другие концерты фортепианного марафона:
15.00 16 февраля 2019
19.00 16 февраля 2019

IN ENGLISH

О программе концерта

Одной из самых знаменитых музыкальных династий Италии была семья Скарлатти, среди ее представителей наибольшей славы достиг Доменико Скарлатти, ровесник И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В историю музыкальной культуры Европы он вошел прежде всего как один из основоположников фортепианной музыки, создатель виртуозного клавесинного стиля. Многие годы Д. Скарлатти прожил в Португалии и Испании, здесь им было создано свыше 500 сонат для клавесина, испытавших заметное влияние испанского фольколора.
Сонаты предназначались для занятий композитора с испанской королевой Марией Барбарой. В предисловии к сборнику своих сонат Д. Скарлатти писал: «Не жди – будь ты дилетант или профессионал – в этих произведениях глубокого плана; бери их как забаву, дабы приучить себя к технике клавесина». Но сонаты композитора сыграли важную роль в истории музыки: они утвердили новый жанр и принципы его строения. Большинство сонат одночастны, хотя они написаны в форме, получившей в истории музыки название «старинная двухчастная (старосонатная)», поскольку в ней обозначены два раздела, построенные на одной теме.  Стремительная, написанная в темпе Presto, Соната ре мажор K.29 и жизнерадостная, с обозначением характера исполнения как Allegrissimo, Соната ре минор K.120 являются характерными образцами данного жанра. Выдающаяся пианистка Ванда Ландовска писала: «Скарлатти не живописует ни пышности дворцов, ни показного великолепия правителей. Простые люди – вот предмет его любви. Больше всего маэстро влечет улица, ее пестрая кишащая толпа».
Фортепианный цикл «Эстампы» создан основоположником французского музыкального импрессионизма Клодом Дебюсси в 1903 году. Он содержит три пьесы («Пагоды», «Вечер в Гренаде», «Сады под дождем») и в значительной степени отражает художественный стиль музыканта. Звукопись, тончайшие краски, особая красота музыкального письма позволяют воспринимать пьесы цикла почти как живописные полотна. «Вечер в Гренаде» воссоздает атмосферу душной ночи в Андалусии. Композитор уточняет ее характер Mouvement de Habanera («B ритме хабанеры»), то есть содержащая черты танца, ставшего свеобразным символом испанской музыки вообше. Пьеса с сумеречным настроением, призрачностью образов, почти целиком построенная на звучности  piano и pianissimo, рождает ощущение скрытой страстности. Испанский композитор Мде Фалья писал: «“Вечер в Гренаде” кажется чудом, когда думаешь о том, что эта музыка написана иностранцем и одухотворена единственно только видением гения. Все произведение, включая множество деталей, дает почувствовать, что это — Испания». Свое сочинение К. Дебюсси посвящает французскому художнику и писателю Ж.Э. Бланшу.
Испанского композитора и пианиста Исаака Альбениса называют одним из основоположников национальной музыкальной школы. Большая часть его сочинений построена на фольклорном материале, в опусах композитора представлено все музыкальное богатство и многообразие регионов страны. В 1905­ г. он создает фортепианную сюиту «Иберия», 12 пьес которой раскрывают картины истории и жизни этого края (Иберия  – одно из названий Пиренейского полуострова). «Триана» (Allegretto con anima) является шестой пьесой цикла, она раскрывает картины жизни цыганского квартала в Севилье, носящего это название. Композитор пишет пьесу в стиле фламенко, характерного для песен и танцев южно–испанского (андалусийского) фольклора. «Триана» построена на блистательной теме, мастерски развиваемой композитором.
Жанр рапсодии – музыкального произведения, написанного на фольклорные темы обычно в свободной форме и построенного как чередование нескольких контрастных эпизодов, получил свое высшее выражение в творчестве выдающегося венгерского композитора Ференца Листа. 19 Венгерских рапсодий композитора и его Испанская рапсодия ставили своей основной задачей передать красоту подлинных народных мелодий – венгерских, испанских, цыганских. Испанская рапсодия (1863) стала одним из самых известных фортепианных произведений Листа, в котором композитор сделал уточнение по отношению к основным разделам: «Folies d'Espagne» (фолия – одна из самых известных испанских старинных тем, она сумрачно и торжественно звучит в рапсодии сразу после бравурного вступления) и «Jota aragonesa» («Арагонская хота», данная тема использована и в одноименном сочинении М.И. Глинки). Во время поездки в Испанию в 1845 году Лист создал «Большую концертную фантазию на темы испанских мелодий», которую впоследствии переработал в Испанскую рапсодию. Ярко национальная, пронизанная звуками и красками Испании, по-листовски виртуозная, рапсодия является одним из самых исполняемых опусов композитора. Свое сочинение Лист с величайшим почтением посвятил Евгении, последней императрице Франции, супруге Наполеона III, испанке по происхождению, славившейся своей красотой и бывшей законодательницей мод Европы.
В 1936 году С.С. Прокофьев заканчивает работу над балетом «Ромео и Джульетта», тогда же на основе балета им были созданы две Симфонические сюиты и уже год спустя — Десять пьес-транскрипций. Представление музыки балета в ином, не сценическом виде было во многом обусловлено отказом театров принимать в те годы балет к постановке. Но все изменится, когда балет все-таки будет исполнен на сцене Мариинского (Кировского) театра: его назовут одним из открытий в искусстве ХХ века.
В фортепианный цикл Десять пьес-транскрипций композитор ввел номера, сохраняющие сюжетную канву балета, его основные образы, сценические ситуации. Композитором и позже создавались фортепианные транскрипции его балетов и опер, в том числе «Золушки», «Любви к трем апельсинам», «Сказе о каменном цветке». Блестящий пианист, Прокофьев сделал все, чтобы сценические сочинения в ином их качестве обрели новую концертную жизнь.
Десять пьес-транскрипций включают фрагменты балета в следующем порядке:
1. Народный танец.
2. Сцена.
3. Менуэт.
4. Джульетта-девочка.
5. Маски.
6. Монтекки и Капулетти.
7. Патер Лоренцо.
8. Меркуцио.
9. Танец девушек с лилиями.
10. Ромео у Джульетты перед разлукой.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин