16
января
Среда
19:00
2019
Стоимость билетов:
300-500 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:vaz_16yanv19_a1
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
"Мир музыкальных образов"
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

К. Сен-Санс (1835-1921). Каватина для тромбона и фортепиано ор.144
К. Сен-Санс (1835-1921) – А. Лебедев. Allegro appassionato ор.43
(переложение для тромбона и фортепиано)
К. Сен-Санс (1835-1921) В. Ульянов.
Лебедь из сюиты «Карнавал животных» (1886)
(переложение для тромбона и фортепиано)
К. Дебюсси (1862-1918) – Б. Кой.
Прелюдия №8 «Девушка с волосами цвета льна»
(переложение для тромбона и фортепиано)
К. Дебюсси (1862-1918) – Т. Докшицер. Арабеска №1, L66
(переложение для тромбона и фортепиано)
К. Дебюсси (1862-1918) – А. Лебедев. Менуэт из «Маленькой сюиты» для фортепиано в 4 руки L.65
(переложение для тромбона и фортепиано)
Ж.-М. Дефей (р. 1932). «В манере Шумана» для тромбона и фортепиано
Ж. Ги-Ропар (1864-1955). Пьеса ми-бемоль минор для тромбона и фортепиано
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Бодосов (тромбон)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Евгений Савельев
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

М. Гранжани (1891-1975). Фантазия на тему Гайдна соль минор ор.31
Рапсодия для арфы соло соль минор ор.10
Ж.-М. Дамаз (1928-2013). Сицилиана с вариациями ми мажор
Р. Глиэр (1874-1956). Экспромт ля-бемоль мажор op.35
П. Чайковский (1840 -1893) К. Эрдели.
Вальс из «Двенадцати пьес средней трудности» ор.40 №9 
Ната-вальс из «Шести пьес» ор.51 №4 
Е. Вальтер-Кюне (1870-1930).
Фантазия на темы оперы Чайковского "Евгений Онегин"
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Оксана Сидягина (арфа)

IN ENGLISH

О программе концерта

Французский композитор Камиль Сен-Санс широко известен как автор оперных, симфонических, инструментальных произведений, отличавшихся исключительной зримостью образов, красотой мелодики, яркостью оркестровых красок, виртуозностью звучания. Весьма известный во Франции, он завоевал популярность также во многих странах Европы, в том числе и в России. Композитором написаны произведения для многих солирующих инструментов, для тромбона же – только Каватина ор.144. Ее создание относится ко времени гастролей композитора в США в 1915 году, где он выступал на Панамо–Тихоокеанской международной выставке в Сан–Франциско (в честь завершения строительства Панамского канала). Уже возвращаясь на океанском лайнере во Францию, Сен–Санс по просьбе директора музыкальных мероприятий Выставки создал одночастную пьесу мужественного, торжественного характера с нежным, лирическим средним разделом. Неожиданно жанровое решение нового сочинения – Каватина, которая используется преимущественно в операх как выходная ария, служащая основной характеристикой персонажа. Близко к этому и значение созданной Сен–Сансом Каватины для тромбона, где показан богатый спектр звучания инструмента и его многогранные тембровые возможности. Свою пьесу композитор посвятил известному тромбонисту Джорджу Стюарту (1851–1940).
Пьесы для виолончели К. Сен–Санс создает в разные периоды жизни, в этом инструменте композитора привлекал его певучий звук с богатыми выразительными оттенками. Композитор соединял виолончель с разными инструментами, всегда отводя ей особую роль в ансамбле. Это свойство особенно проявляется в его опусах: «Молитва» для виолончели с органом, «Муза и Поэт» для скрипки и виолончели с оркестром (или фортепиано), Баркарола для скрипки, альта, виолончели и фортепиано. Среди подобных сочинений выделяется эффектная миниатюра Аллегро аппассионато для виолончели и фортепиано, созданная в 1873 году и посвященная известному виолончелисту Ж. Б. Лассеру (1838–1906). Ставшее одним из самых популярных концертных сочинений К. Сен–Санса, Аллегро аппассионато звучит в настоящее время в переложениях для многих инструментов, в том числе и для тромбона, придавшего ее основной динамичной теме более твердый оттенок и позволившего подчеркнуть драматизм пьесы. Столь же часто в различных инструментальных версиях звучит и пьеса «Лебедь» из знаменитой сюиты К. Сен–Санса «Карнавал животных» (1886). В сегодняшнем концерте она будет представлена в тромбоновой версии.
 
В переложении для тромбона и фортепиано прозвучат и три пьесы представителя французского импрессионизма Клода Дебюсси. Две тетради его фортепианных Прелюдий стали одним из самых признанных сочинений композитора. 24 пьесы (по 12 в каждой тетради) были созданы соответственно в 1910 и 1913 годах и считаются одними из наиболее значимых сочинений в жанре программной прелюдии. Удивительно, что названия своих пьес композитор вводит в конец музыкальных текстов, предполагая, что слушатели сами определят образное решение пьесы, а потом уже услышат авторскую трактовку. Большая часть прелюдий посвящена, в соответствии с художественными принципами импрессионизма, образам природы; композитор воссоздает картины моря (прелюдии «Паруса», «Туманы»), воздуха («Ветер на равнине», «Звуки и ароматы реют в ночном воздухе...»), света («Терраса, посещаемая лунным светом», «Фейерверк»). Ряд сюжетов основывается на живописных полотнах и литературных сочинениях. Интересны своеобразные портреты, к которым, несомненно, относится «Девушка с волосами цвета льна» (прелюдия № 8 из первой тетради). Музыка пьесы изящно, живописно передает образ вечной женственности. Композитор достигает здесь почти акварельной прозрачности, передавая то сдержанный, то порывистый облик своей «героини». В переложении для тромбона «женский образ» приобретает новые оттенки.
Фортепианный опус К. Дебюсси «Две арабески», написанный в 1890-1891 годах, также был аранжирован для разных инструментов. Особенно часто в концертах звучит первая из двух пьес, характер которой композитор обозначил как Andantino con moto. Арабеска продолжает традиции жанра, созданного некогда Р. Шуманом, характеризующегося прихотливым, богато орнаментированным мелодическим рисунком. Заложенные в пьесе художественные возможности приобретали в каждой инструментальной обработке, в том числе и для тромбона, новые оттенки, продолжая линию импрессионистического взгляда автора пьесы на окружающий мир.
Еще одна миниатюра К. Дебюсси –  Менуэт – входит как третий номер в состав «Маленькой сюиты», написанной композитором для фортепиано в 4 руки в 1886 году (остальные пьесы – «Лодка», «Процессия», «Балет»). Все пьесы Сюиты представляют собой характеристические пьесы–зарисовки, раскрываюшие живописные образы. В звучании тромбона выразительный Менуэт обретает некоторую гротесковость, подчеркивающую несколько ироническое отношение автора к галантному танцу ушедшей эпохи.
 
Жан–Мишель Дефей – представитель современного французского музыкального искусства, известный пианист, композитор, аранжировщик. В Парижской консерватории он занимался в классе знаменитой Нади Буланже. Творчество Ж.–М. Дефея тесно связано с тромбоном, он выступил автором многих сочинений, где этот инструмент представлен в различных ансамблях. Известность получили его сочинения для тромбона и фортепиано, где Дефей намеренно воссоздает стиль выдающихся композиторов прошлого – «В манере Баха» (1990), «В манере Дебюсси» (2001), «В манере Вивальди» (2002), «В манере Стравинского» (2005). В сегодняшнем концерте прозвучит еще одна пьеса из этого своеобразного цикла – «В манере Шумана», написанная в 2000 году, где своеобразный стилевой портрет великого немецкого композитора создается остро современными музыкальными средствами.
 
Еще один представитель французской композиторской школы Жозеф Ги-Ропарц был учеником и последователем знаменитого Сезара Франка, продолжившим его традиции в новых условиях. Наследие Ги–Ропарца разнообразно по жанрам, он выступил как автор опер, балетов, симфоний, камерных ансамблей, часто используя фольклорные традиции родной Бретани. Пьесу для тромбона и фортепиано ми-бемоль минор композитор создал в 1908 году. Одночастная Пьеса отличается сложностью структурно–образного воплощения. Чередование медленных и быстрых разделов, подчеркнутая значимость разработочных эпизодов, богатое фактурное решение позволили Ги-Ропарцу создать сочинение, приближающееся по звучанию к фантазии.
 
Марсель Гранжани – представитель крупнейшей школы французских арфистов, выпускник Парижской консерватории, позднее ставший известным педагогом в учебных заведениях США и Канады. Исследователи называли его имя в ряду первых виртуозов ХХ века, отмечая импрессионистический исполнительский стиль, виртуозную технику. В своих многочисленных сочинениях для арфы Гранжани продолжал традиции национальной школы, создавая многочисленные концертные пьесы — фантазии, сюиты, поэмы, используя в качестве основы фольклорные мелодии или темы известных композиторов — И. С. Баха, Й. Гайдна, Г. Ф. Генделя. Фантазия на тему Гайдна соль минор он создает, цитируя одну из самых известных тем австрийского классика. Другое сочинение М. Гранжани – Рапсодия для арфы соло посвящено педагогу композитора, известной арфистке Анриетте Ренье.
 
Жан-Мишель Дамаз — известный французский композитор и пианист, придерживавшийся в своем творчестве принципов неоклассицизма. Он известен как автор многих опер (в том числе «Утро Фауста», «Эвридика»), балетов («Принц пустыни», «Отелло» и др.), музыки для кино, инструментальных сочинений. Создание Ж.-М. Дамазом произведений для арфы не было для него случайным: профессиональной арфисткой была мать композитора Мишлен Кан. Арфа представлена в сочинениях Ж.-М. Дамаза во многих жанрах, в сочетаниях с разными инструментами, всегда обретая в таких соединениях новые звуковые краски. «Сицилиана с вариациями» опирается на народную тему итальянского происхождения (сицилиана – старинный танец, зародившийся на Сицилии), которую композитор активно развивает, давая возможность исполнителю продемонстрировать блестящую виртуозную технику.
 
Известный советский композитор Р. М. Глиэр, автор многих сочинений разных жанров, создал свободную по форме, импровизационную по характеру пьесу «Экспромт» специально для выдающейся арфистки Ксении Эрдели — первой в России исполнительницы–солистки, сформировавшей современный концертный репертуар для арфы. Для Эрдели Глиэр в 1938 году создал и знаменитый Концерт для арфы с оркестром, а также отдельные пьесы, постоянно звучащие с эстрады. Миниатюра «Экспромт», отвечая своему названию, представляет собой изящную пьесу, позволяющую передать тончайшие оттенки человеческих переживаний.
В репертуаре арфистов всегда большое место отводится переложениям известных сочинений, в первую очередь фортепианных. В программу концерта включены два опуса П.И. ЧайковскогоВальс из «Двенадцати пьес средней  трудности» (ор. 40 № 9, 1879 год) и знаменитый «Ната-вальс» из «Шести пьес» (ор. 51 № 4, 1882 год), посвященной знакомой композитора Наталье Плесской. Оба переложения выполнены Ксенией Эрдели.
 
Е.А. Вальтер-Кюне — известная русская арфистка и педагог. В 1888 году она окончила Петербургскую консерваторию по классу А. Г. Цабеля, с 13-летнего возраста выступала в аристократических салонах Петербурга, исполняя в основном собственные сочинения. Её транскрипции фортепианных пьес и фантазии на темы из многих русских, французских, итальянских опер, в том числе, «Евгений Онегин», «Фауст», «Риголетто» пользовались большой популярностью и сохраняют ее в наши дни. Включенная в программу концерта Фантазия на темы оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» использует самые популярные мелодии – тему Татьяны из сцены письма, Вальс, ариозо Ленского и другие, подавая их в виртуозной концертной обработке.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Александр Бодосов