16
февраля
Среда
19:00
2022
Стоимость билетов:
400-800 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Изменение программы от 04.02.2022

Л. ван Бетховен (1770-1827). 
Увертюра к оп. "Эгмонт"

K.M. фон Вебер  (1786-1826). 
Концерт №1 для кларнета с оркестром  op.73

Солист – лауреат международных конкурсов
Лев Журавский (кларнет)
II отделение

Н. Мясковский (1881-1950).
Концерт для виолончели с оркестром до минор op.66 

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Рамм (виолончель)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России, Александр Чернушенко

Дирижер – победитель I Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис

IN ENGLISH

Льготные билеты по 100 руб. - на ярмарке "ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА"

О программе концерта

Среди симфонических произведений Л. ван Бетховена одночастная увертюра к трагедии И.–В. Гете «Эгмонт» (1810) по популярности сопоставима с Симфонией № 5 композитора, написанной двумя годами ранее. Музыка к спектаклю возникла в результате заказа для предстоящей театральной постановки гетевского произведения в Вене. На сцене воссоздавались события XVI века, когда народ Нидерландов воевал против испанцев за свою независимость. Борьбой руководил мужественный граф Эгмонт, погибающий в конце трагедии.
Увертюра — традиционно первый музыкальный эпизод спектакля, но создается он зачастую последним. Так было и в случае с бетховенской увертюрой, которую композитор даже не успел закончить к премьере и дописывал позднее, обобщив в ней (а, по сути, предвосхитив) основные драматургические и музыкальные пласты действия. «Эгмонт» отличается яркостью и образной конкретностью музыкальных тем, убедительностью развития. Тяжеловесное вступление в ритме старинной сарабанды рисует образ страдающего народа; главная партия, ассоциирующаяся с образом графа Эгмонта, исполнена мощи и действенности. Противостоящая ей побочная партия словно возвращает образы поработителей. Этот контраст завоевателей и страдающего народа развивается на протяжении и разработки, и репризы, которая будет заканчиваться последовательностью тихих печальных аккордов. Но композитор намеренно вводит в завершении увертюры большую коду, ликующий характер которой утверждает идею победы восставших.
Немецким композитором-романтиком Карлом-Мария фон Вебером были написаны два Концерта для кларнета с оркестром. Они создавались непосредственно один за другим и впервые были исполнены в 1811 году. Их сочинение было заказано королем Баварии Максом Иосифом для известного кларнетиста Карла Бермана. Концерт № 1 сохраняет традиционную трехчастную форму (Allegro - Adagio ma non troppo - Rondo: Allegretto), но композитор привносит в нее новое, романтическое содержание. Здесь господствует образ одинокого героя (порученный кларнету, он предстает перед слушателями, как лирический персонаж, благодаря мягкому тембру инструмента), где каждая часть позволяет обозначить разные психологические грани личности. В первой части в ее двойной экспозиции, где сначала звучит оркестр, а только потом партия переходит к кларнету, «герой» как бы противопоставлен «толпе». Во второй медленной части образ предстает в поэтическом осмыслении, где природа созвучна и благодарна ему. Примененные композитором инструментальные приемы, новаторские для своего времени, позднее будут появляться на страницах многих музыкальных произведений эпохи романтизма. В третьей части композитор переводит звучание в иной пласт, здесь большую роль играют танцевальные элементы, а сама часть оказывается близкой знаменитой пьесе композитора «Приглашение к танцу».
Николай Яковлевич Мясковский — известный российский и советский композитор, профессор Московской консерватории, критик, музыкально-общественный деятель. Его считают одним из крупнейших симфонистов первой половины XX века, благодаря 27 симфониям, написанным на протяжении творческой жизни. Но известность получили и сочинения других жанров, в том числе – 13 струнных квартетов, 9 сонат для фортепиано, сочинения оркестровой и камерной музыки, кантаты и романсы и проч. Н. Я. Мясковским создано несколько произведений для виолончели, центральное место среди которых занимает Концерт для виолончели с оркестром до минор op. 66, написанный в годы Великой Отечественной войны. Многое в этом сочинении роднит его с известной Симфоний № 24 (1943) и особенно с написанной несколько ранее Симфоний № 21 (1940); произведения соединяют в себе многогранную лирическую образность и драматический накал. Сходным оказывается и тематизм сочинений, в основе которого – фольклорные по характеру напевы, созданные композитором с опорой на народно-песенный материал. Свой Концерт Н. Я. Мясковский пишет в двух частях, которые исполняются без перерыва, что сближает опус с одночастной симфонической поэмой (не случайно одно из предварительных названий сочинения было: «Концерт-поэма»). Первая часть Lento ma non troppo может быть рассмотрена как лирико-эпический пролог, предваряющий центральный раздел Allegro vivace, самый масштабный в цикле, переходящий в задумчивое Andante semplice e tranquillo. Завершается часть медленной кодой-финалом (Lento come primo), который построен на теме вступления, создавая логичное обрамление произведения. Концерт посвящен выдающемуся виолончелисту С. Н. Кнушевицкому (1908-1963), который исполнил его в Москве в 1945 году.
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин