15
декабря
Пятница
19:00
2023
Стоимость билетов:
800 - 1200 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

Р. Шуман (1810-1856).
Соната №2 для скрипки и фортепиано ре минор op.121
И. Брамс (1833-1897).
Соната №1 для скрипки и фортепиано соль мажор op.78

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Павел Милюков (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Мирослав Култышев
II отделение

Ф. Шопен (1810-1849).
Фантазия для фортепиано фа минор, op.49
Три новых этюда для фортепиано B.130
№1 Andantino фа минор
№2 Allegretto ре-бемоль мажор
№3 Allegretto ля бемоль мажор

Болеро для фортепиано ля минор op.19
Колыбельная для фортепиано ре-бемоль мажор op.57
Вариации для фортепиано на тему арии «Là ci darem la mano» из оперы Моцарта «Дон Жуан» op.2

Исполняет – лауреат международных конкурсов, доцент
Мирослав Култышев (фортепиано)

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Немецкий композитор и пианист Роберт Шуман принадлежит к числу самых выдающихся представителей музыкального романтизма первой половины XIX века. Автор многих инструментальных и вокальных сочинений, он открыл новое направление в истории европейской музыки. П.И.Чайковский писал об искусстве своего времени: «Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины века составит в будущей истории искусства период, который грядущие поколения назовут шумановским». «Большая» соната для скрипки с фортепиано № 2 ре минор (ор. 121) была написана композитором в 1851 году и посвящена известному немецкому скрипачу Фердинанду Давиду. Она относится ко времени, когда композитором были созданы основные сочинения для скрипки – две  сонаты, Фантазия для скрипки с оркестром и Концерт для скрипки с оркестром. Определение сонаты как «большая» связано, в частности, с тем, что Шуман, вопреки традиционной для данного жанра трехчастной структуры, создает ее как четырехчастный цикл, приближая тем самым к симфонии. Масштабы каждой части дают основание говорить, что композитор в своей сонате выходит далеко за рамки камерного сочинения. Шуман отказывается от традиционных итальянских обозначений темпа и характера каждой из частей, предпосылая им немецкие указания: 1. Ziemlich langsam. Lebhaft (Довольно медленно. Живо). 2. Sehr lebhaft (Очень живо). 3. Leise, einfach (Тихо, просто). 4. Bewegt (Подвижно). Свойственные музыке Р. Шумана контрастные настроения, драматизм и песенность, выразительность фактуры – все это в целом складывается в яркое романтические полотно, характерное для композитора в последний период его творчества.
В инструментальном наследии немецкого композитора, представителя романтизма Иоганнеса Брамса сонаты играют важную роль; он создавал сочинения для разных инструментов, в каждом случае привнося нечто новое в традиционный жанр. Три скрипичные сонаты — значительный шаг на этом пути, раскрывающий особенности замысла произведений как дуэта двух равноправных инструментов. Соната № 1 была создана композитором в 1879 году, здесь со всей отчетливостью проявляется связь Брамса с песенной лирикой Ф. Шуберта. Скрипка, становясь своеобразным эквивалентом человеческого голоса, ведет свою партию в соотношении с мужественным, фактурно наполненным аккомпанементом, и каждая из трех частей воспринимается как вокально–инструментальная поэма. Данное ощущение усиливается еще и благодаря тому, что Соната пронизана интонациями вокальных миниатюр самого Брамса, а в качестве основной темы финала им использована собственная «Песня дождя» (ор. 59 № 3). Первая часть Сонаты (Vivace ma non troppo) основывается на прекрасной начальной теме, одной из самых выразительных у композитора, неоднократно возвращающейся на протяжении части. Образы второй части (Adagio) складывались под впечатлением трагического события — смерти Феликса Шумана, сына Роберта и Клары Шуман, с которым Брамс был очень близок. Это обстоятельство определило введение в среднем разделе «траурного шествия». Третья часть (Allegro molto moderato) соединяет в себе активное, динамичное движение с изобразительными элементами (пунктирный ритм «мотива дождя», рожденного образами песни).
Фортепианная фантазия f-moll, созданная выдающимся польским композитором Фредериком Шопеном в 1841 году, представляет собой самое значительное по масштабам романтическое одночастное произведение мастера. Свободное по форме и виртуозное по звучанию, оно по художественной образности приближается к балладе, ярко представленной в наследии музыканта. Фантазия возникает как последование разнохарактерных, свободно скомпонованных эпизодов: здесь представлен своеобразный эпический пролог, в котором отчетливо слышны интонации национальных польских танцев; звучащая далее прекрасная лирическая тема  сменяется выразительным хоральным эпизодом. Вторгающаяся  мужественно-героическая тема олицетворяет основной образ героя, она получает завершение в просветленной финальной мелодии. Свое сочинение композитор посвятил ученице Е. Суоццо.
Пьесы, известные в наследии Ф. Шопена как «Три новых этюда для фортепиано», не входят в знаменитые опусы 10 и 25. Они были созданы композитором в 1839 году для учебного пособия по фортепианной игре, составленного известными педагогами И. Мошелесом и Ф.-Ж. Фетисом. В каждом из этюдов ставится техническая задача: выработка полиритмического двуголосия в Этюде фа минор, одновременных legato и staccato в правой руке в Этюде ре-бемоль мажор, демонстрация независимости голосов Этюде ля-бемоль мажор.
Созданная в 1833 году пьеса «Болеро» представляет собой сравнительно редкое для Ф. Шопена обращение к искусству иной национальной традиции: он делает попытку создать испанский танец в его концертном преломлении. Исследователь творчества композитора писал: «Какая душистая мелодия, и как страстно поет влюбленный голос под нервический аккомпанемент цитры! Не слышите ли звуков кастаньет, не охватывает ли вас горячее дыхание южной ночи?». Однако сквозь зажигательные испанские ритмы отчетливо проявляются интонации мазурки – танца родной Польши, причудливо сплетающиеся с основной темой танца. «Болеро» посвящено ученице композитора графине Э. де Флао.
Колыбельная ор. 57 — единственная пьеса данного жанра в творчестве Ф. Шопена. Композитор создает ее в 1843-1844 годах в виде орнаментальных вариаций (первоначально пьеса называлась «Вариации») на остинатную тему. Собственно в теме нет отчетливого лирического или жанрового оттенка, она предстает как нечто эфемерное, ускользающее, и это настроение сохраняется на протяжении всего сочинения. Ф. Шопен посвящает пьесу своей ученице Э. Гавард.
Совсем молодым композитором Ф. Шопен создает цикл Вариаций на тему «Là ci darem la mano» («Дай мне руку, жизнь моя») из оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан». Это дуэт Дон-Жуана и Церлины из первого действия оперы, одного из самых знаменитых ее эпизодов. Композитор проводит тему и пять разнохарактерных вариаций, раскрывающих все грани великолепной мелодии Моцарта. Р. Шуман, впервые услышав это произведение в 1831 году, произнес знаменитую фразу, в свободном переводе звучащую как: «Снимите шляпу, господа, перед вами гений». Свое сочинение Шопен посвятил другу Титусу Войцеховскому, который написал на титульном листе автографа «Принимаю с удовольствием».

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин