15
ноября
Воскресенье
17:00
2020
Стоимость билетов:
150 - 300 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Тольятти, ул. Победы, 42
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (8482) 22-26-00
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

В.А. Моцарт (1756-1791)
Увертюра к опере-буффа  «Свадьба Фигаро» KV492

В.А. Моцарт (1756-1791)
Концерт №2 для флейты с оркестром ре мажор KV314

Солистка – лауреат международных конкурсов
Мария Попова (флейта)
II отделение

В.А. Моцарт (1756-1791)
Увертюра к опере «Волшебная флейта» KV 620

К. Вебер (1786-1826)
Концерт №2 для кларнета с оркестром ми-бемоль мажор op.74

Солист – лауреат международного конкурса
Александр Измайлов (кларнет)

В связи с карантинным ограничениями выступление Г. Дягилева
пройдёт в других программах Тольяттинской филармонии.

Симфонический оркестр Тольяттинской филармонии

Дирижер – Алексей Верховен

​IN ENGLISH

О программе концерта

Вольфганг Амадей Моцарт – один из самых блистательных композиторов мирового музыкального искусства, представитель венской классической школы, творчество которого определило пути развития музыки на все последующие времена. Моцарт работал во всех музыкальных жанрах, в каждом из них достигнув небывалых высот. Опера-буфф «Свадьба Фигаро» была написана В.А. Моцартом на итальянском языке по пьесе французского драматурга П. Бомарше в 1786 году. Моцарта привлекли яркие характеры комедии, динамичность действия, тонкий французский юмор и одновременно – социальный подтекст пьесы. Ему удалось создать новаторскую во всех отношениях оперу, ставшую одной из самых популярных в мире, уже свыше 200 лет входящую в репертуар многих театров. Музыка Моцарта во многом углубила и обогатила образные характеристики героев, придав благородство слуге (Фигаро), усилив лирическую линию Графини, преобразовав даже исключительно комические персонажи (Марцелина).
Оперу, как и произведения Моцарта в целом, очень любил П.И. Чайковский; в одном из писем он отмечает: «Слушая его музыку, я как будто совершаю хороший поступок». Не случайно он собственноручно сделал перевод либретто оперы на русский язык, и в 1884 году она была издана в переводе Чайковского и с его предисловием.
Увертюра к опере стала одним из самых ярких ее эпизодов. В ней нет тем, которые потом звучали бы в ходе действия, но она прекрасно передает общий характер и развитие событий.
 
В. А. Моцарт выступил, среди прочего, и как создатель классической формы концерта для солирующего инструмента с оркестром, написав множество сочинений, отразивших блестящее мастерство Моцарта-симфониста и раскрывших художественные и технические возможности инструментов. Моцарту, наряду с И. Гайдном, сужено было сыграть особую роль в развитии флейты как солирующего инструмента, хотя отношения с ней складывались не просто. Долгое время Моцарт утверждал, что не любит флейту, считая, что ее интонация не будет точной, что у нее недостаточно возможностей, чтобы раскрыть художественный замысел произведения. Однако, созданные им же сочинения убедительно опровергают подобный взгляд: произведения уже при жизни композитора входили в репертуар многих исполнителей и сохраняют свое значение поныне. Свой Концерт для флейты с оркестром № 2 ре мажор Моцарт написал в 1778 году на основе своего же, созданного годом ранее Концерта для гобоя. Композитор сохраняет традиционную трехчастную форму с соотношением частей по принципу образного и темпового контраста (I. Allegro aperto. II. Adagio non troppo. III. Rondo. Allegretto). Как всегда, Моцарт достигает художественного равновесия в соотношении сольной и оркестровой партий, поручая флейте чарующее, «волшебное» звучание и дополняя ее выразительной партией оркестра.
  
Оперное наследие Вольфганга Амадея Моцарта включает более 20 сочинений разных жанров – буффа, сериа, зингшпили и др. Опера-зингшпиль, то есть драматическое произведение с пением, «Волшебная флейта» стала последней в творчестве Моцарта. В ее основу положена одна из известных немецких волшебных сказок, определившая драматургию сочинения, где прославляется победа добра над злыми силами. Образ коварной Царицы ночи особенно ярко предстает в ее «арии мести» Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen»” («В груди моей пылает жажда мести») из второго действия, представляющей сложнейший образец виртуозной колоратурной техники. Противопоставленный Царице ночи мудрый волшебник Зарастро (носитель «знака солнца») олицетворяет иное начало. С его аккордов начинается один из самых известных номеров произведения – Увертюра. Здесь привлекает внимание звучание трех мощных аккордов, которые позже возникнут в опере в наиболее торжественных моментах, связанных со жреческими образами. Аккорды словно предопределяют основную художественную идею сочинения. В целом же Увертюра отличается жизнерадостностью и непосредственностью, она пронизана светлым настроением. Композитор использует прием фугато, построенном на основной, подвижной теме Увертюры, которую Моцарт позаимствовал из сонаты своего современника, итальянского пианиста и композитора Муцио Клементи (1752–1832).

Крупнейший немецкий композитор-романтик и дирижер Карл Мария фон Вебер, автор знаменитой оперы «Волшебный стрелок», был известен и как автор произведений с участием кларнета. Среди его сочинений – два концертино и два концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано. Кларнет играл большую роль и в других сочинениях композитора, например, именно этот инструмент стал лейттембром Агаты в «Волшебном стрелке». Оба Концерта для кларнета с оркестром были написаны композитором непосредственно один за другим и впервые исполнены в 1811 году. Они создавались Вебером для известного кларнетиста того времени Г. Бермана по заказу короля Баварии Макса Иосифа. Сохраняя традиционную трехчастную форму сочинения (Allegro – Romanza: Andante-Recitativo-Tempo I Alla Polacca), композитор одновременно привносит в него новые, романтические черты. Очень выразительно звучит быстрая первая часть, где после длительного оркестрового вступления главная тема у солирующего кларнета – виртуозная, ритмически сложная — вступает в диалог с оркестром, «переигрывая» его и заставляя следовать за собой. Прекрасная, чисто кларнетовая тема второй части (Романс) своей распевностью, обусловленной природой солирующего инструмента, представляет образец истинной лирики, подкрепленной мягким аккомпанементом оркестра. Лишь на мгновение в это звучание вторгаются чуждые, резкие интонации с тем, чтобы затем острее почувствовать возвращение основного образа. Финал Концерта – одно из самых популярных творений Вебера. Его польские элементы, проявляющиеся уже в начальной, ритмически прихотливой, виртуозной теме, словно перебрасываются от солиста к оркестру, создавая яркую, многохарактерную композицию. Все это позволяет говорить о том, что в произведении Вебера закладывается новый подход к трактовке жанра инструментального концерта, его новое романтическое видение.
 
 Профессор З.М. Гусейнова

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин