15
ноября
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
200-250 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Н.Розауро (р.1952). Концерт № 1 для маримбы с оркестром ля минор ор.12

Солистка – лауреат международных конкурсов
Рената Саитова (ударные инструменты)

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

А.Копленд (1900-1990). Концерт для кларнета с оркестром

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Лев Журавский (кларнет)
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

С.Прокофьев (1891-1953). Концерт №3 для фортепиано с оркестром ор.26

Солист – лауреат международных конкурсов
Тимофей Доля (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Современный бразильский композитор и перкуссионист (исполнитель на ударных музыкальных инструментах) Нэй Розауро окончил университет в Бразилии, затем учился в Германии, в Вюрцбургской Высшей школе музыки. В 1975-1987 гг. он преподавал на кафедре ударных инструментов в Школе музыки в Бразилии, одновременно играя на литаврах в оркестре Национального музыкального театра. С 2000 по 2009 год Розауро возглавлял кафедру ударных инструментов в Университете Майами. Им создано множество произведений для ударных инструментов, в том числе два концерта для маримбы с оркестром или ансамблем. Первый из них был написан композитором в 1986 году. Стиль Н. Розауро строится на соединении ярких мелодий и зажигательных ритмов, характерных для бразильского фольклора. Богатая музыкальная фантазия композитора, свободное владение современными приемами письма, использование разнообразных звуковых эффектов делают сочинения композитора привлекательными для слушателей во всех странах мира. В Концерте № 1 для маримбы Розауро создает четырехчастный программный цикл; его последовательность частей: I. Приветствие, II. Плач, III. Танец, IV. Прощание выстраивается как небольшая новелла, где происходят встреча и прощание, где соприкасаются страдания и радость.
Аарон Копленд — известный американский композитор и дирижер. Он родился в семье литовских эмигрантов, в 1921-1924 годах учился в консерватории Фонтенбло (Франция), где его наставницей была Надя Буланже — знаменитый французский музыкант, дирижер, педагог. Сочинения Копленда уже в 1920-х годах привлекли внимание слушателей остро современным подходом, сложностью композиторской техники, где автор соединил современную музыку с американскими фольклорными темами. В 1948 году Копленд создает свой знаменитый Концерт для кларнета со струнным оркестром, арфой и фортепиано, посвящая его выдающемуся американскому исполнителю Бенни Гудмену – человеку, получившему в свое время титул «король джаза». Это обстоятельство определило весь строй Концерта: он наполнен джазовыми ритмами, фольклорными интонациями, а каденция решена композитором в жанре джазовой импровизации.
Фортепианные концерты С.С. Прокофьева обозначили новою эпоху в развитии этого жанра. Каждое из пяти законченных сочинений композитора, созданных в разные годы, становилось событием в пианистическом искусстве ХХ столетия, хотя и не все они были приняты сразу. Но, завоевав признание концерты входили в репертуар ведущих исполнителей мира. Так произошло и с Третьим концертом, созданном в 1921 году, когда композитор жил во Франции. Б.В. Асафьев писал, что в концерте «исключительно богатое дарование Прокофьева достигло той ступени развития и полноты выражения, на которой совмещаются неостывший пыл юношеского темперамента ... с наступающей мужественной зрелостью и мудростью».
Концерт написан как традиционный трехчастный цикл, где, однако, каждая из частей нарушает традицию. Начало первой части (Andante- Allegro) – возвышенное solo кларнета – затем резко переходит в динамичную, волевую главную тему, которая и определяет эмоциональный строй всей части. Вторая часть решена Прокофьевым как Тема с вариациями. В качестве темы композитор избирает галантный гавот – танец, который когда-то вошел в его Классическую симфонию. Тема в каждой из вариаций бесконечно меняется, приобретая разнообразное звучание: здесь слышны то саркастичные, то сказочные, то плясовые оттенки. И лишь в конце части тема возвращается в первоначальном виде. Финал (Allegro ma non troppo) по характеру близок Первой части. Его настроение перекликается со знаменитой «Скифской сюитой» композитора: та же дикая, необузданная сила и безграничная мощь, соседствующие с темпераментной лирикой.
Константин Бальмонт в 1922 году создал сонет «Третий концерт», передающий его ощущения от услышанного произведения Прокофьева:
Ликующий пожар багряного цветка,
Клавиатура снов играет огоньками,
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками
Расплавленной руды взметенная река.
Мгновенья пляшут вальс. Ведут гавот века.
Внезапно дикий бык, опутанный врагами,
Все путы разорвал и стал, грозя рогами.
Но снова нежный звук зовет издалека.
Из малых раковин воздвигли замок дети,
Балкон опаловый оточен и красив.
Но, брызнув бешено, все разметал прилив.
Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете,
В тебе востосковал оркестр о звонком лете,
И в бубен Солнца бьет непобедимый Скиф.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин