15
февраля
Среда
19:00
2023
Стоимость билетов:
350-400 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Дж. Россини (1792-1868). Увертюра к опере "Сорока-воровка" (1817) 

Л.Боккерини (1743-1805).
Концерт для виолончели с оркестром си-бемоль мажор G.482 

П.И. Чайковский (1840-1893).
Pezzo Capriccioso  op.62 

Солист – лауреат международных конкурсов
Богдан Ефремов (виолончель)
II отделение

Г.К. Вагензейль (1715-1777).
Концерт для альтового тромбона с оркестром ми-бемоль мажор (1763) 

Солист – лауреат международного конкурса
Федор Романов (тромбон)

Ф. А. Хоффмайстер (1754-1812). Концерт для альта с оркестром ре мажор

Солистка – лауреат международных конкурсов
Антонина Попрас (альт)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Джоакино Россини уже в течение более двух столетий остается ведущим оперным композитором, блистательный «Севильский цирюльник» которого сохраняет и доныне статус одной из самых исполняемых во всем мире. Все свои оперы Россини, как известно, написал за первые 20 лет творчества. «Сорока–воровка», созданная в 1817 году в жанре оперы-семисериа, сочетает «серьезные» и комедийные элементы. Ее содержание сводится к следующему: служанка Нинетта хочет спасти жизнь отца, дезертировавшего из армии и разыскиваемого полицией. Неожиданно ее обвиняют в краже хозяйского серебра, ей угрожает смертная казнь. Подлый судья, чьи любовные притязания отвергнуты Нинеттой, утверждает приговор. В последнюю минуту невиновность Нинетты доказана: мальчик Пиппо находит серебро, похищенное ручной сорокой, и девушка спасена. Увертюра оперы по характеру тесно связана с ее главными образами и раскрывает основной конфликт; по сути, она остается ныне единственным исполняемым номером из всего сочинения. Благодаря мелодической и оркестровой яркости, забавная и драматическая одновременно, Увертюра стала одной из излюбленных симфонических пьес мирового репертуара.

В творчестве известного итальянского композитора XVIII века Луиджи Боккерини виолончель играла особую роль: уже с 13 лет он выступал с сольными концертами, заслужив славу выдающегося виртуоза. Впоследствии, став авторитетным композитором, автором многих произведений в различных жанрах (сохранились его оратории, кантаты, мессы, оперы), он постоянно обращался к любимому инструменту, написав для него ряд ярких сочинений, входящих и в наши дни в репертуар многих исполнителей. Представитель итальянской инструментальной школы, Боккерини неизменно сохранял ее черты, в первую очередь, особенности «галантного стиля». Концерт для виолончели си-бемоль мажор, G. 482 был написан композитором на рубеже 1760-1770 годов и обозначен как № 9 из 12-ти сочинений композитора в этом жанре. В 1895 году немецкий виолончелист Ф. Грюцмахер сделал обработку Концерта в новом, виртуозно–романтическом стиле (в частности, он заменил авторскую вторую часть Andantino graciozo на Adagio non troppo), и в этой версии Концерт исполняется в настоящее время. Динамичная первая часть (Allegro moderato) сменяется лиричным Adagio non troppo с характерными ниспадающими интонациями. Завершает Концерт стремительное финальное рондо, выделяющееся подчеркнуто заостренным ритмическим рисунком.

Количественно небольшое виолончельное наследие П.И. Чайковского включает, тем не менее, ряд художественно значительных произведений, к числу которых относится небольшая концертная пьеса Пеццо-каприччиозо («pezzo» в переводе с итальянского означает «фрагмент»), созданная в 1887 году. Композитор посвятил опус своему ученику и другу виолончелисту А.А. Брандукову, который стал ее первым исполнителем. Пьеса является одним из самых светлых сочинений Чайковского, раскрывающих тонкий лиризм и глубокие человеческие чувства.

Георг Кристоф Вагензейль — австрийский композитор, педагог, представитель ранней венской школы, автор многих опер, кантат, инструментальных сочинений. Он внес значительный вклад в формирование симфонических жанров, создав 36 симфоний и 27 концертов для различных инструментов с оркестром. Во времена Г. К. Вагензейля оркестровые инструменты очень часто выступали в качестве сольных, для каждого из них сложился богатый репертуар. П.И. Чайковский писал: «Было время, когда флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, даже тромбон имели своих знаменитых представителей в мире виртуозности и были на эстраде с тремя ее теперешними владыками» (к ним русский композитор относил скрипку, виолончель и фортепиано). Концерт для альтового тромбона с оркестром ми-бемоль мажор был создан Г. К. Вагензейлем в 1763 году, воплотив все основные особенности трактовки жанра своего времени. Сочинение двухчастно, в нем относительно спокойная первая часть (Adagio con discretione, то есть сдержанно, умеренно) несет основную смысловую нагрузку, а характер ее тем всецело обусловлен художественными и виртуозно-техническими особенностями альтового тромбона. Весьма привлекательна сравнительно небольшая сольная каденция в конце части: виртуозная и выразительная, она воспринимается как монолог инструмента. Контрастная вторая часть (Allegro assai) динамизирует звучание, словно давая возможность тромбону продемонстрировать его природную мощь и одновременно вести яркий диалог с оркестром.

Франц Антон Хоффмайстер – немецкий композитор и успешный музыкальный издатель, тесно общавшийся с В.-А. Моцартом и опубликовавший многие его произведения. Собственные сочинения Ф. А. Хоффмайстера включают 9 опер, около 70 симфоний, около 50 концертов, ряд камерно инструментальных сочинений, камерно-вокальные опусы. Концерт для альта с оркестром ре мажор был написан композитором в период 1780–1795 годов. В эпоху классицизма концерты для альта создавались нечасто, и Концерт для альта с оркестром ре мажор Хоффмайстера во многих отношениях установил основные принципы подобных произведений. Три части сочинения (1.Allegro, 2.Adagio, 3.Rondo) написаны в традиционных для классицизма формах, они сохраняют образный строй, характерный для сочинений данной эпохи. Быстрая первая часть переходит в спокойную, неторопливую вторую, а энергичное рондо логично завершает цикл. Композитор использует весь диапазон инструмента, поражая серебристыми оттенками верхнего регистра и насыщенным звучанием нижнего. Известным немецким скрипачем П. Кленгелем (1854-1935) была создана каденция солиста, которая будет звучать в сегодняшнем концерте. Исполнение данного концерта, наряду с Концертом № 1 К. Стамица, является обязательным на конкурсах в группе альтов крупнейших оркестров мира. 

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин