14
августа
Среда
20:00
2024
Стоимость билетов:
500 - 1200 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
I отделение

Ф. Шопен (1810-1849).
Баркарола для фортепиано фа-диез мажор op.60

Ф. Шопен (1810-1849).
Колыбельная для фортепиано ре-бемоль мажор op.57
 
Ф. Лист (1811-1886).
«Годы странствий» год II «Италия», цикл для фортепиано S.161
№5 – Сонет Петрарки №104 ми мажор
№7 – Соната-фантазия «По прочтении Данте»

II отделение

А. Бородин (1833-1887).
Маленькая сюита для фортепиано AB 31
В монастыре – Интермеццо – Мазурка до мажор –
Мазурка ре-бемоль мажор – Мечты – Серенада – Ноктюрн

 
С. Рахманинов (1873-1943).
Прелюдии для фортепиано op.32
№5 – Moderato соль мажор
№12 – Allegro соль-диез минор

С. Рахманинов (1873-1943).
Этюды-картины для фортепиано op.39
№5 – Appassionato ми-бемоль минор
№9 – Allegro moderato. Tempo di marcia ре мажор

Солист – лауреат международных конкурсов, доцент
Мирослав Култышев (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Над своей знаменитой фортепианной пьесой Баркарола Ф. Шопен работал в 1845-46 гг.; исполнители и слушатели закономерно рассматривают ее как один из самых ярких опусов композитора. Известный пианист Карл Таузиг считал, что Баркарола является звуковым воплощением любовной сцены: тайной, интимной, с шепотом, поцелуями и тихим плеском воды. Шопен убедительно соединяет в пьесе жанровые пейзажные черты (как известно, изначально баркарола – песня венецианского гондольера) и раскрытие сильных человеческих чувств, превращая пьесу в один из своих самых вдохновенных ноктюрнов. Большую роль в пьесе играет тема вступления, в которой сконцентрированы ведущие интонации, пронизывающие пьесу целиком. Особенностью сочинения является представление ее не как миниатюры, а как развернутого, многопланового сочинения, в котором чутко переданы нюансы человеческих переживаний. Баркаролу композитор посвятил баронессе Штокхаузен, супруге бельгийского министра, покровительствовавшего Шопену.
 
Колыбельная ор. 57 — единственная пьеса данного жанра в творчестве Ф. Шопена. Композитор создает ее в 1843-1844 годах в виде орнаментальных вариаций (первоначально пьеса называлась «Вариации») на остинатную тему, которая, повторяясь в басу, проходит через всю пьесу. Композитор использует здесь народную польскую тему «Już miesiąć zeszedł, psy się uśpily» («Уж месяц поднялся, псы уснули»), обыгрывая ее гармонически и фактурно. Собственно в теме нет отчетливого лирического или жанрового оттенка, она предстает как нечто эфемерное, ускользающее, и это настроение сохраняется на протяжении всего сочинения. Ф. Шопен посвятил пьесу своей ученице Элизе Гавард.
 
1835–1839 годы Ференц Лист провел в Швейцарии и Италии. В этот период слава Листа как крупнейшего виртуоза-исполнителя, создателя нового концертного пианистического стиля, достигла вершины. В своих композициях этих лет он стремился отобразить все, что привлекало его внимание – образы природы, произведения живописи, скульптуры, литературы. Они запечатлевались композитором в своеобразных «музыкальных картинах» — программных пьесах, образовавших цикл «Годы странствий». Первые пьесы возникли в начале 1830-х годов, последние — в конце 1870-х. Вторая тетрадь цикла посвящена образам Италии. Ее своеобразным лирическим центром являются три «Сонета Петрарки» (№№ 47, 104, 123), где фортепиано «пропевает» стихи великого итальянского поэта.
Сонет Петрарки № 104:
Мне мира нет — и брани не подъемлю,
Восторг и страх в груди, пожар и лёд.
Заоблачный стремлю в мечтах полёт —
И падаю, низверженный, на землю.
Сжимая мир в объятьях — сон объемлю.
Мне бог любви коварный плен куёт:
Ни узник я, ни вольный. Жду — убьёт;
Но медлит он — и вновь надежде внемлю.
Я зряч — без глаз; без языка — кричу.
Зову конец — и вновь молю: "Пощада!"
Кляну себя — и всё же дни влачу.
Мой плач — мой смех. Ни жизни мне не надо,
Ни гибели. Я мук своих — хочу...
И вот за пыл сердечный мне награда!
Раскрывая в музыке возвышенное поэтическое содержание, Лист создает яркую концертную романтическую пьесу, где выразительная мелодика, прихотливая гармония, импровизационность фактуры невольно вызывают в памяти ноктюрны Ф. Шопена.
 
К числу наиболее крупных фортепианных опусов Ференца Листа относится Соната-фантазия «По прочтении Данте» (1849), ставшая, наряду с его Сонатой h-moll (1953), высшим достижением композитора в данном жанре. Одночастные по форме, они словно вбирают в себя черты сонатного цикла, соединяя образно контрастные разделы, построенные на многочисленных преобразованиях исходной группы тем. Соната-фантазия «По прочтении Данте» является, к тому же, программным произведением, в котором композитор не стремится воссоздать события «Божественной комедия» выдающегося итальянского поэта Данте Алигьери; он пишет фантазию, в которой по своему переосмысливает образный строй сочинения, точнее, одного из эпизодов его первой части «Ад». Эпизод повествует о Франческе да Римини, выданной замуж за нелюбимого, но вернувшейся к своему возлюбленному и в результате казненной. Этот сюжет стал для Листа основой для раскрытия образа всепобеждающей любви, не случайно он отмечал: «Композитор в нескольких строчках намечает духовный эскиз своего произведения и, не впадая в мелочные подробности, высказывает идею, послужившую ему основой для этой композиции». Создавая Сонату-фантазию, Лист сохранил основные черты сонатной формы: здесь есть вступление, подготавливающее экспозицию, с последующими разработкой и репризой. Но большой медленный раздел в разработке напоминает медленные части цикла, многократное возвращение основной темы вступления говорит о чертах рондальности. Таким образом, форма сонаты приобретает расширенные черты. Главной в сочинении становится тема Ада, которой противостоит тема Любви: ее торжественное звучание в конце сочинения утверждает всепобеждающее значение высокого чувства.
 
Фортепианное наследие А.П. Бородина немногочисленно, им создано лишь несколько сочинений в этой области. Цикл «Маленькая сюита» окончательно сложился под пером композитора в 1885 году, он соединил семь пьес, написанных в разные годы: «В монастыре», «Ин­термеццо», две «Мазурки», «Мечты», «Серенада» и «Ноктюрн». Каждая из пьес раскрывает один образ, одно настроение. В сохранившихся записях А. П. Бородина найдена условная программа данного сочинения, которая так и не была опубликована: «Под сводами собора. Мечтает об обществе. Думает только о танцах. Думает о тан­цах и о танцоре. Думает только о танцоре. Меч­тает под звуки песни любви. Убаюкана счастьем быть любимой». «Маленькая сюита» во многом продолжает традиции Р. Шумана, раскрывая в романтическом ключе тему любви. Пьеса «В монастыре» носит изобразительный характер, он построена на интонациях старинных распевов и включает имитацию колокольного звона. «Интермеццо» словно соединяет первый эпизод с последующими, сосредоточенными на мечтах и переживаниях героини. Обе «Мазурки», контрастные по звучанию, будто создают фон для разворачивающегося действия. Самая короткая пьеса «Мечты» становится, тем не менее, лирическим центром цикла, где происходит раскрытие внутреннего мира героини. «Серенада» представляет собой своеобразную сценку, где слышны и звуки гитары, и прекрасная лирическая тема. Заключительный «Ноктюрн» словно подводит итог общему лирическому звучанию цикла.
 
Фортепианное наследие С. В. Рахманинова охватывает сочинения разных жанров, и в каждом из них композитор проявил себя как безусловный новатор. Жанр прелюдии представлен у С. В. Рахманинова в двух опусах (№ 23 и № 32) и отдельных сочинениях. В прелюдиях нашли отражение несказанное образное богатство, особое русское «слышание» окружающего мира, великолепный пианизм музыканта. С. В. Рахманинов преобразует прелюдии, и многие его творения — уже не миниатюры, по своим масштабам они приближаются к развернутым пьесам, близким фантазии. 13 Прелюдий соч. 32 созданы в августе-сентябре 1910 года, когда композитор с семьей отдыхал в своей любимой Ивановке, и вместе с ранней Прелюдией до-диез-минор (opus 3, № 2, 1892 год) и десятью Прелюдиями соч. 23 (1901-1903 годы) они образовали цикл из 24 пьес во всех тональностях, следуя тем самым традиции И. С. Баха и Ф. Шопена. Композитор создавал Прелюдии соч. 32 не по порядку, о чем свидетельствуют авторские даты в рукописях, но затем расположил их в «тонально правильном» порядке. Прелюдии чередуются преимущественно по принципу образно-темпового контраста, выстраиваясь в логичной последовательности и создавая многогранную звуковую картину. Прелюдия соль мажор (№ 5) Moderato переносит слушателей в сферу волшебной лирики, мягкого пейзажа, в котором словно растворяется душа человека (почти вся пьеса звучит на piano), и где звонкие трели жаворонка дополняют картину бескрайних полей. Прелюдия соль диез минор (№ 12) Allegro продолжает столь характерный для русской музыки образ дороги, где определяющей основной настроение становится тема «однозвучного колокольчика», многократно преобразованная и сопровождаемая остинатной ритмической фигурой.
 
В творчестве С. В. Рахманинова жанр фортепианного этюда перестает быть только виртуозно-технической пьесой; он получает у композитора название «Этюд-картина», где на первый план, как у Ф. Листа и Ф. Шопена, выходит художественный замысел. Композитор объединяет этюды в циклы, в частности, в ор. 39 (1917), где каждая из девяти пьес несет в себе высокий художественный смысл, не утрачивая при этом сложнейшей технической задачи. Рахманинов раскрывает в цикле необычайно широкий спектр человеческих переживаний, заставляя по-новому воспринимать характерные образы Родины, ее бесконечных полей, звучание колоколов. Этюд-картина № 5 ми-бемоль минор, сопровождается авторским указанием Appassionato; его часто называют «русской Аппассионатой», где звучность фортепиано приближается к оркестровой. Лишь в конце, в коде возникает светлый, хрупкий образ надежды, словно лишь он один оказывается способным противостоять ударам судьбы. Этюд-картина № 9 Ре мажор, Allegro moderate. Tempo di Marcia — единственная мажорная и самая многокрасочная пьеса в цикле. По словам композитора здесь изображена «сцена на ярмарке и, кроме того, здесь есть черты восточного марша». Богатство интонаций дополняется колокольным звучанием, пронизывающим пьесу.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин