07
декабря
Среда
19:00
2011
Стоимость билетов:
100 руб.
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

Й. Гайдн (1732-1809) Концерт №2 для виолончели с оркестром ре-мажор HOB VIIB:2 

Солист – лауреат международных конкурсов
Ярослав Сродных (виолончель)

И. Гуммель (1778-1837) Концерт для фагота с оркестром фа мажор S63/WOO23

Солист – лауреат международных конкурсов
Юрий Радзевич (фагот)
II отделение

Ф. Лист (1811-1886) Концерт №2 для фортепиано с оркестром ля-мажор S.125

Солистка – лауреат международных конкурсов
Марина Яхлакова (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Народный артист России Максим Федотов

О программе концерта

Среди многочисленных инструментальных сочинений выдающегося австрийского композитора Йозефа Гайдна (1732-1809) особняком стоят два его Концерта для виолончели с оркестром до мажор и ре мажор. Второй из них был написан в 1784 году и по праву считается одним из лучших образцов концертного жанра в наследии композитора. Великолепное инструментальное мышление, знание выразительных возможностей инструментов в их солирующем и ансамблевом вариантах, умение соотнести звучание групп оркестра и представить их в идеальных пропорциях, «игра» инструментальными тембрами – все это ярко проявилось и в Виолончельном концерте ре мажор. Использование устойчивой трехчастной формы (Allegro moderato - AdagioRondo. Allegro) не сковывает фантазии музыканта, в рамках традиционного концертного цикла ему удается воплотить и драматизм, и сумеречно-лирические настроения, и жанровые сценки.

 

Творчество австрийского композитора и пианиста-виртуоза, чеха по национальности, Иогана Непомука Гуммеля (1778–1837) в своем становлении связано с целом рядом выдающихся музыкантов, учеником которых он был в разные годы: В.А. Моцартом (1786-1888), Й. Гайдном (с 1795 года). Гуммель дружил с Л. Бетховеном и Ф. Шубертом, а среди учеников Гуммеля был Ф. Мендельсон. Творчество Гуммеля охватывает разные жанры – оперы, мессы, концерты. В 1822 композитор концертировал в России, а позднее использовал в некоторых сочинениях мелодии русских народных песен: «Вариации на темы русских песен», «Русское рондо» для фортепиано, «Полифонические русские народные песни» для 4 голосов, хора и оркестра. Одна из его фортепианных пьес – популярный ноктюрн «Память дружбы» был оркестрован М.И. Глинкой. Концерт для фагота с оркестром Гуммеля продолжает традиции моцартовских инструментальных концертов. Первая часть – традиционное сонатное аллегро с выразительными темами, соединяющее классицистские и романтические черты. Вторая часть представляет собой нежный, очень выразительно звучащий у фагота Романс Andantino e cantabile. Завершает Концерт стремительный, динамичный, не лишенный шутливых настроений финал, написанный в форме рондо.
 
Два фортепианных концерта выдающегося венгерского композитора, пианиста, дирижера Ференца Листа (1811-1886) относятся к числу новаторских сочинений, раскрывающих особенности, отличающие современное романтическое направление. Первые наброски Концерта № 2 датируются 1839-1840 годами, они выполнены в период активных европейских выступлений Листа как пианиста. В начальных вариантах произведение называлось «Симфоническим концертом». Затем на несколько лет работа над Концертом была отложена, хотя периодически Лист возвращался к сочинению. Лишь в 1861 году была создана окончательная редакция произведения, которое композитор посвятил своему ученику Гансу фон Бронсарту, исполнившему впервые Концерт вместе с Листом. Концерт написан в характерной для Листа масштабной одночастной форме, приближающейся по характеру к симфонической поэме. Он менее виртуозен, чем его же Концерт № 1, но более оригинален. Особенностью Концерта № 2 становится, в частности, то, что солирующее фортепиано здесь подчас становится аккомпанирующим для инструментов оркестра. В нем отчетливо выделяются шесть разделов, в которых последовательно преобразуется основная тема, возникающая в самом начале. 1. Adagio sostenuto assai, начинающееся с аккордов оркестра, сразу обозначает конфликтность основных элементов темы. 2 раздел, в котором выделяется солирующая виолончель, исполняющая тему в традициях, близких итальянскому бельканто; 4. Allegro deciso предстает как виртуозная, технически сложнейшая часть сочинения, обозначающая одну из кульминационных зон;  5. Marziale un poco meno аllegro – активный маршевый раздел, где тема предстает в преобразованном виде, приобретая новые оттенки звучания; 6. Allegro animatio – Stretto звучит как финал, венчающий произведение и утверждающий его активный, действенный характер.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Ярослав Сродных
Юрий Радзевич