12
мая
Среда
19:00
2021
Стоимость билетов:
250-400 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Й. Гайдн (1732-1809). Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор Hob.VIIe:1 

Солист – лауреат международного конкурса
Матвей Овчинников (труба)

К. М. Вебер (1786-1826). Концерт №2 для кларнета с оркестром ми-бемоль мажор op.74 

Солист – лауреат международного конкурса
Вазген Юсупов (кларнет)
II отделение

Л. ван Бетховен (1770–1827). Концерт №1 для фортепиано с оркестром до мажор ор.15 

Солист – лауреат международных конкурсов
Виталий Петров (фортепиано)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России, Александр Чернушенко

Дирижер – Алексей Рубин

Билеты по 100 рублей
для льготных категорий граждан можно приобрести

в кассе Дома музыки на наб Мойки, 122, предварительно позвонив 
по телефону (812) 400-14-00

IN ENGLISH

О программе концерта

Австрийский композитор Йозеф Гайдн был выдающимся представителем венской классической школы. Он вошел в историю мировой музыкальной культуры как один из создателей классических инструментальных жанров (симфония, квартет) и форм (в его творчестве утвердили себя сонатная форма и сонатно-симфонический цикл). Сочинения Й. Гайдна – оптимистичные и одновременно глубоко философские – привлекают также мастерским использованием юмористических и бытовых музыкальных образов. К жанру инструментального концерта Й. Гайдн обращался сравнительно редко. Среди немногих его удач – написанный в 1796 году Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор. Традиционная трехчастность Концерта, построенная на контрастном чередовании частей (Allegro – Andante – Allegro), раскрывает характерные гайдновские черты: многоплановость образов, опору на национальную мелодику, блестящую разработку тематизма, сбалансированность звучания солирующего инструмента и оркестра. Все это в совокупности рождает произведение, редкое по гармоничности и художественной убедительности. Свое сочинение композитор посвятил Антону Вейдингеру – знаменитому виртуозу, изобретателю трубы с клапанным механизмом.
 
В наследии немецкого композитора-романтика Карла Марии фон Вебера произведения для кларнета играю важную роль; им создано два Концертино и два Концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано. Почти все они были написаны в течении одного, 1811 года. Оба Концерта для кларнета с оркестром создавались К. М. Вебером непосредственно друг за другом и впервые исполнены в 1811 году. Как и все произведения с участием кларнета, они были написаны К. М. Вебером для известного кларнетиста того времени Генриха Бермана по заказу короля Баварии Макса Иосифа. В Концерте № 2 композитор сохраняет традиционную трехчастную форму сочинения (Allegro – Romanza. Andante Recitativo – Alla Polacca), но одновременно привносит в него новые, романтические черты. Очень выразительно звучит быстрая первая часть, где после длительного оркестрового вступления главная тема у солирующего кларнета – виртуозная, ритмически сложная вступает в диалог с оркестром, «переигрывая» его и заставляя следовать за собой. Прекрасная, чисто кларнетовая тема второй части (Романс) своей распевностью, обусловленной природой солирующего инструмента, представляет образец истинной лирики, подкрепленной мягким аккомпанементом оркестра. Лишь на мгновение в это звучание вторгаются чуждые, резкие интонации с тем, чтобы затем острее почувствовать возвращение основного образа. Финал Концерта – одно из самых популярных творений К.М. Вебера. Его польские элементы, проявляющиеся уже в начальной, ритмически прихотливой виртуозной теме, словно перебрасываются от солиста к оркестру, создавая яркую, многохарактерную композицию. Все это позволяет говорить о том, что в произведении Вебера закладывается новый подход к трактовке жанра инструментального концерта, его новое романтическое видение.
 
Работа над первым из пяти концертов для фортепиано с оркестром была завершена Людвигом ван Бетховеном в 1798 году. Сочинение определяют, как Первый концерт, хотя хронологически ранее был написан Второй концерт. Л. Бетховен посвятил Концерт №1 княгине Барбаре Одескальки, прекрасной исполнительнице фортепианных произведений композитора. Позднее Л. Бетховен создал три разных каденции к первой части, а также каденцию к финалу. По сравнению с последующими, Концерт №1 выделяется своим подчеркнуто помпезным характером, что проявляется и в характере партии солиста, и в использовании полного состава оркестра. Сочинение во многом продолжает традиции классических моцартовских концертов, но в то же время в нем отчетливо слышны бетховенские черты, ведущие к Героической симфонии. Первая часть (Allegro con brio), соединяющая маршевое начало в главной партии и «галантность» в побочной, сменяется лирикой второй части (Largo), где мягкая, выразительная тема, многократно изменяемая на протяжении всего раздела, позволяет услышать и драматические нотки, предвосхищающие ноктюрны Ф. Шопена. Третья часть (Rondo. Allegro scherzando) – стремительно рондо – переводит действие в иной план, где господствует танцевальность, и где композитор использует интонации австрийских фольклорных песен, в том числе близких по характеру уличным песенкам Вены. Комическое скерцозное начало, обозначенное автором, раскрывается им в разных аспектах, благодаря богатому тематическому и ритмическому варьированию, специфическим инструментальным тембровым эффектам.
 
Профессор З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин