10
ноября
Среда
19:00
2021
Стоимость билетов:
350-400 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт

К.Ф.Э. Бах (1714-1788).
Концерт для флейты и струнного оркестра ре минор  H 425 (WQ 22)

Солист – лауреат международных конкурсов
Георгий Абросов (флейта)

А. Глазунов (1865-1936).
Концерт для скрипки с оркестром ля минор op.82 

Солист
Тимур Колесников (скрипка)
II отделение

С. Рахманинов  (1873-1943).
Концерт №3 для фортепиано с оркестром  ре минор ор.30

Солист – лауреат международного конкурса
Александр Тюменцев (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

ВНИМАНИЕ! 

ВХОД НА КОНЦЕРТ ПО QR-коду о вакцинации

ШАХМАТНАЯ РАССАДКА

НОШЕНИЕ ЗАЩИТНОЙ МАСКИ СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО

О программе концерта

Второй из пяти сыновей великого И.-С. Баха Карл Филипп Эмануэль (его называли «берлинский» или «гамбургский» Бах) известен в истории музыки как один из основоположников классицизма. Искусство К.Ф.Э. Баха оказало влияние на творчество Гайдна и Бетховена, который выражал гению Баха «искреннее восхищение и уважение». Одной из заслуг музыканта считается создание формы сонатного аллегро, проявившейся во многих сочинениях мастера. Среди самых значительных жанров в наследии К.Ф.Э. Баха – инструментальный концерт, создававшийся для разных оркестровых составов и сольных инструментов, которые композитор зачастую мог менять, лишь незначительно редактируя партию солиста. Так было и со знаменитым ре-минорным Концертом для флейты, первоначально написанным для клавира. Созданный в 1740-х годах музыкантом, уже добившимся широкой известности, Концерт в полной мере передает стиль раннего классицизма и отражает характерные черты композиторского мышления автора. Три части сочинения, построенные на образном и темповом контрасте (AllegroUn poco andanteAllegro di molto), еще сохраняют черты галантного стиля, но своим противопоставлением драматического и лирико-пейзажного, сольного и ансамблевого звучания уже предвосхищают музыку гениев.
 
Крупнейший русский композитор конца XIX – начала ХХ века Александр Константинович Глазунов, ученик и друг Н. А. Римского–Корсакова, долгие годы возглавлявший Санкт–Петербургскую консерваторию, вошел в историю отечественного искусства, в первую очередь, как автор выдающихся инструментальных и балетных сочинений. Симфонии, программные симфонические опусы, а также инструментальные концерты А.К. Глазунова отражают стиль и характер русской музыки своего времени, опирающиеся на национальные традиции в их блистательном сплавлении с достижениями европейского искусства. 
Концерт для скрипки с оркестром ля минор, созданный в 1904 году, стал первым и единственным сочинением данного жанра в творчестве А.К. Глазунова, возникшим как своеобразный антипод уже задуманной к тому времени монументальной Восьмой симфонии. Концерт создавался в тесном контакте с выдающимся скрипачом, первым исполнителем сочинения Леопольдом Ауэром, которому оно и было посвящено. Концерт отличается необычайной эмоциональной глубиной, мягкостью лирического высказывания, особой, не столь часто встречавшейся у А.К. Глазунова ранее, выразительностью и протяженностью основных мелодий. Произведение состоит из трех разнохарактерных частей, идущих без перерыва, что создает ощущение одночастности композиции. Композитор в одном из писем к Н.А. Римскому–Корсакову сам пишет о строении Концерта«Форма такая: Allegro molto Moderato – изложение тем и заключительная партия; переход к Andante  Des dur); маленькая разработка, повторение изложения тем в сокращенном виде и каденция (род трехголосного фугато для скрипки solo); наконец, финал в сжатой форме рондо».
Необычно и драматургическое решение: медленное движение в начале постепенно все более ускоряется, достигая апогея в финальной части. Концерт открывается темой главной партии первой части (Moderato), проводимой у солирующей скрипки на фоне ровного аккордового аккомпанемента. Протяженная, ритмически прихотливая элегическая тема широкого диапазона, движение которой охватывает полторы октавы, воспринимается как выражение нежного чувства (ремарка композитора: dolce espressivo). Тема побочной партии, словно продолжающая образы основной темы, усиливает светлые настроения. Вторая часть (Andante sostenuto) – еще одна лирическая страница сочинения, после ее изложения композитор возвращает темы первой части. Завершается данная часть развернутой каденцией солиста. Третья часть (Allegro) – блестящее рондо, в котором отчетливо слышны танцевальные элементы, образно связанные с балетными опусами композитора.
 
Фортепианные концерты Сергея Васильевича Рахманинова – выдающегося композитора, пианиста, дирижера остаются высшими достижениями его творчества, в которых нашли отражение величайшее художественное и исполнительское мастерство музыканта, и которые отмечают основные вехи его творческого пути. Один из самых блестящих пианистов конца XIX – первой половины XX столетия, Рахманинов сумел придать традиционному жанру инструментального концерта новое направление, отчетливо обозначив в нем национальные черты и превратив его в удивительную по душевной силе и красоте звучания концертную симфонию. Написанный в 1909 году Третий фортепианный концерт обозначил формирование «титанического стиля композитора» (Б.В. Асафьев). Здесь соотношение солирующего инструмента и оркестра решается по-особому. На протяжении всего сочинения утверждается главенство фортепиано: ему поручается исполнение всех основных тем, для него предусмотрены сольные эпизоды импровизационного характера, заставляющие подчас забыть о присутствии оркестра. Первая часть Allegro ma non tanto открывается изложением темы главной партии. Рахманинов говорил: «Первая тема моего 3-го концерта ни из народно-песенных форм, ни из церковных источников не заимствована. Просто так “написалось”! Я хотел “спеть” мелодию на фортепиано, как ее поют певцы…». Эта «поющаяся» тема определяет особый, песенный облик первой части и влияет на характер последующих частей концерта. Вторую, медленную, часть композитор назвал «Интермеццо». Итальянское слово intermezzo (находящийся посреди, промежуточный) обычно используют для обозначения пьесы, занимающей положение между двумя более важными частями инструментального цикла. В Концерте Рахманинова вторая часть действительно становится связующим разделом между крайними частями, но, наполненная особой духовной красотой, она может быть названа одним из самых сокровенных лирических высказываний композитора. Написанное в форме свободных вариаций, Интермеццо раскрывает перед слушателями основную тему то в мягком лирическом облике, то в жанре вальса-фантазии, то в характере гимна. Третья часть Концерта (Finale. Alla breve) переводит действие в иной план: подчеркнутая мужественность, драматизм крайних частей контрастируют со средним разделом, где преобладают настроения таинственности, фантастические звучания. Завершением Концерта становится масштабная кода, в которой опять на первый план выступают интонации первой темы Концерта, создавая стройное обрамление столь масштабного сочинения. Свое сочинение композитор посвятил выдающемуся польско-американскому пианисту Иосифу Гофману (1876–1957), которого высоко ценил.
 
Профессор З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин