10
ноября
Вторник
19:00
2020
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Канал, YOUTUBE, www.youtube.com/@SPb_Music_House
Сайт зала
Афиша концерта:0_11_tchaikovsky_small
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
ОНЛАЙН-концерт
К 180-летию П.И. Чайковского

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

 «Из века в век, из поколения в поколение
переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке,
и в этом ее бессмертие».
 
Д. Д. Шостакович

 
 
 П. Чайковский (1840-1893).
Размышление
из цикла «Воспоминания о дорогом месте»  op.42№1

 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Павел Милюков (скрипка)
Исполняет – лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2015)
Сергей Редькин (фортепиано)

 П. Чайковский (1840-1893).
Вариации на тему Рококо для виолончели с оркестром ля мажор оp.33
(ред. В.Фитценгагена)

 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Рамм (виолончель)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – Заслуженный артист России Алексей Васильев

 П.​Чайковский (1840-1893)​. 
Концерт №1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор op. 23
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов, доцент
Мирослав Култышев (фортепиано)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – лауреат международных конкурсов Станислав Кочановский

IN ENGLISH

Исполняет
ОНЛАЙН-КОНЦЕРТ (« подробнее)

О программе концерта

 «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие». 
Д. Д. Шостакович
 
«Размышление»   первая в цикле из трёх пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминание о дорогом месте» ор.42, написанном П.И. Чайковским летом 1878 года. «Дорогим местом» для композитора стало Браилово — украинское имение Надежды Филаретовны фон Мекк, где гостил Чайковский. «Размышление» («Meditation») первоначально предназначалась композитором в качестве второй части Скрипичного концерта, позднее замененной «Канцонеттой». Элегичность высказывания, благородство звучания, отличающее медленные пьесы Чайковского, проявляются и здесь, в полной мере раскрывая программный замысел автора. 
 
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, созданные в 1876–1877 годах П.И. Чайковский посвятил известному музыканту Вильгельму Фитценгагену, который многое сделал для редактирования сольной партии и в исполнении которого сочинение впервые прозвучало. Называя свое произведение «Вариациями на тему рококо», Чайковский подчеркивал связь основной темы сочинения  с искусством XVIII века, с его камерностью, миниатюрностью форм, отказом от сложности музыкального языка, обилием изысканных мелизматических украшений. Характер темы «Вариаций», близкий по звучанию темам «галантного» стиля, отразил увлечение композитором музыкой той эпохи, в первую очередь, В.А. Моцарта (позднее Чайковский еще не раз будет подчеркивать эти связи, они отчетливо проявятся в симфонической сюите «Моцартиана» и пасторали из «Пиковой дамы»). Свое сочинение Чайковский выстраивает как изящный дивертисмент, где группы вариаций чередуются с чисто оркестровыми эпизодами или каденциями. Тема (не заимствованная, а написанная им самим), полная мелодического обаяния и лирической выразительности, многогранно представлена композитором в восьми вариациях. Партия виолончели, кажется, позволяет показать безграничные выразительные и технические возможности инструмента. Стиль сочинения подчеркивается и составом оркестра; камерный, истинной «моцартовский», оркестр создает изысканный фон для солирующей виолончели. После исполнения «Вариаций на тему рококо» на фестивале в Висбадене в 1879 году Фитценгаген писал Чайковскому: «Мне доставляет громадное удовольствие сообщить Вам, что я произвел Вашими вариациями громадный фурор! Меня вызывали три раза даже во время исполнения, а после вариации Andante бурно аплодировали. Лист по поводу Вашего произведения заметил: «Вот это, наконец, настоящая музыка!».
 
Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского си-бемоль минор (1875) безоговорочно может быть отнесен к числу самых исполняемых в мировой музыкальной практике сочинений. Сейчас даже трудно себе представить, что в свое время он вызвал непонимание со стороны Н.Г. Рубинштейна, которому собирался посвятить новое произведение Чайковский и который объявил концерт «непригодным для исполнения». Первым исполнителем Концерта (это произошло в США, в Бостоне) стал Ганс фон Бюлов — выдающийся немецкий пианист, ученик Ф. Листа, которому и посвящено сочинение. В России же первым исполнителем Концерта был С.И. Танеев. В одном из писем он назвал сочинение первым русским фортепианным концертом.
В своем сочинении Чайковский использовал несколько народных тем, в том числе украинских. В первой части Концерта (Allegro non troppo e molto maestoso) в главную партию он ввел напев лирников, который слышал на Украине. Финал Концерта (Allegro con fuoco) композитор построил также на украинской плясовой песне «Выйди, выйди, Иваньку». По воспоминаниям брата Модеста Ильича Чайковского, во вторую часть Концерта (Andantino semplice. Prestissimo. Tempo primo) композитор ввел французскую песню, которую часто напевали его младшие братья.
Сочинение Чайковского принадлежит к числу самых светлых и самых торжественных среди всех фортепианных концертов. Открывающие первую часть Концерта мощные аккорды, яркая гимническая тема, звучащие и у оркестра, и у солиста, создают тот особый, приподнятый характер, который сохраняется на протяжении всей части, оттеняясь другими темами. Вторая (медленная) часть привносит лирический нюанс, возникающий благодаря теме, напоминающей колыбельную. Финал Чайковский традиционно решает как картину всеобщего веселья, хоровод народно-жанровых мелодий, логично венчающий Концерт.
 
Профессор З.М. Гусейнова

 

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин