09
октября
Пятница
18:30
2020
Стоимость билетов:
150 - 550 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Казань, пл.Свободы, д.3
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7(843) 236-72-72
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
Совместно с ГСО Республики Татарстан
I отделение

А. Вивальди (1678-1741)
Концерт для фагота, струнных и бассо континуо ми минор RV484

Солист – лауреат международного конкурса
Владислав Одинцов (фагот)

Р. Глиэр (1875-1956)
Концерт для арфы с оркестром ми-бемоль мажор ор.74

Солистка – лауреат международных конкурсов
Екатерина Дворецкая (арфа)
II отделение

Внимание! 

В связи с карантинными ограничениями 
вместо  
Концерта  №1 для фортепиано с оркестром ре минор  И. Брамса 
в исполнении Дарьи Лысенко 
прозвучит

П.И. Чайковский (1840-1893).
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор ор.23

Солист – лауреат международных конкурсов
Тагир Камальтдинов (фортепиано)

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан

Дирижер – Айрат Кашаев

IN ENGLISH

О программе концерта

Творчество выдающегося итальянского композитора, скрипача, дирижера Антонио Вивальди (1678-1741) сыграло важную роль в развитии европейской музыкальной культуры. Среди многочисленных сочинений композитора в разных жанрах обращают на себя внимание созданные им более 500 концертов, из них около 350 концертов написаны для солирующего инструмента с оркестром. Среди этих сочинений находятся и 38 концертов для фагота с оркестром, отличающихся превосходным знанием выразительных и технических возможностей инструмента. Энергичные, моторные разделы концертов, контрастирующие с медленными, написанными в стиле лирической оперной арии, эпизодами, прекрасное инструментальное слышание оркестровой ткани позволили композитору заложить в этих сочинениях основы концертного жанра, получившие столь яркое продолжение в будущем. Концерт для фагота с оркестром (первоначально — для струнных и бассо континуо) ми минор принадлежит к числу наиболее известных и отражает наиболее характерные черты жанра концерта в эпоху барокко. Три его части (Allegro Poco — Andante — Allegro), камерные по звучанию, содержащие многочисленные, характерные для стиля витиеватые музыкальные украшения, в то же время согреты истинным человеческим чувством. Композитор наделяет фагот, поручая ему партию «мужского монолога», способностью раскрывать драматизм сдержанных переживаний или скрытую нежность признания. Подчас солирующий инструмент отходит на второй план, лишь отзываясь на высказывание струнных, как это происходит с основной темой в первой части; подчас именно на нем сосредоточивается все внимание, а оркестру отводится дополняющая функция (вторая часть). Финальная же часть Концерта по своему настроению и по характеру звучания во многом перекликается с принадлежащим перу Вивальди знаменитым концертом «Лето» из «Времен года».
 
Имя Рейнгольда Морицевича Глиэра тесно связано с историей становления и развития русско-советской композиторской школы. Выпускник Московской консерватории, а позднее ее профессор, Р. М. Глиэр многое сделал для развития театральных и инструментально-симфонических жанров. Ему принадлежат знаменитые балеты «Красный мак» (1927), «Медный всадник» (1949), ряд опер на национальные сюжеты, камерно-инструментальные и вокальные циклы. Особую известность получили сочинения, написанные в жанре концерта, среди них — созданный впервые в мировой практике Концерт для голоса (колоратурного сопрано) с оркестром (1943). Концерт для арфы с оркестром, написанный в 1938 году, называют среди первых, рассчитанных на арфу с двойной педалью. Он стал событием в музыкальной жизни страны.  Сочинение продолжает традиции музыки П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова, проявляющиеся в особой возвышенности и трепетности звучания. Новое произведение предназначалось для известной арфистки Ксении Эрдели, сделавшей этот инструмент по-настоящему концертным. Ей же принадлежит и редакция партии арфы, выполненная по просьбе Р. М. Глиэра.
Композитор сохраняет характерную трехчастную структуру Концерта, где первая часть (Allegretto moderato) построена на сопоставлении эпичной темы главной партии, исполняемой солирующей арфой и подхватываемой оркестром, и темы побочной партии, песенной по характеру; ее первое проведение поручено кларнету, арфе же отведена роль второго голоса. Вторая часть (Andante) написана в форме вариаций, здесь основная лирически-мечтательная мелодия получает яркое развитие в шести вариациях, где арфа то уступает оркестру, то проводит с ним диалог. Быстрый финал (Allegro giocoso) построен на сопоставлении контрастных тем — танцевальной, почти плясовой первой и напевной второй, где отчетливо слышны интонации советских песен.
 
Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского си-бемоль минор (1875) безоговорочно может быть отнесен к числу самых исполняемых в мировой музыкальной практике сочинений. Сейчас даже трудно себе представить, что в свое время он вызвал непонимание со стороны Н.Г. Рубинштейна, которому собирался посвятить новое произведение Чайковский и который объявил концерт «непригодным для исполнения». Первым исполнителем Концерта (это произошло в США, в Бостоне) стал Ганс фон Бюлов — выдающийся немецкий пианист, ученик Ф. Листа, которому и посвящено сочинение. В России же первым исполнителем Концерта был С.И. Танеев. В одном из писем он назвал сочинение первым русским фортепианным концертом.
В своем сочинении Чайковский использовал несколько народных тем, в том числе украинских. В первой части Концерта (Allegro non troppo molto maestoso) в главную партию он ввел напев лирников, который слышал на Украине. Финал Концерта (Allegro con fuoco) композитор построил также на украинской плясовой песне «Выйди, выйди, Иваньку». По воспоминаниям брата Модеста Ильича Чайковского, во вторую часть Концерта (Andantino semplice. Prestissimo. Tempo primo) композитор ввел французскую песню, которую часто напевали его младшие братья.
Сочинение Чайковского принадлежит к числу самых светлых и самых торжественных среди всех фортепианных концертов. Открывающие первую часть Концерта мощные аккорды, яркая гимническая тема, звучащие и у оркестра, и у солиста, создают тот особый, приподнятый характер, который сохраняется на протяжении всей части, оттеняясь другими темами. Вторая (медленная) часть привносит лирический нюанс, возникающий благодаря теме, напоминающей колыбельную. Финал Чайковский традиционно решает как картину всеобщего веселья, хоровод народно-жанровых мелодий, логично венчающий Концерт.

Профессор З.М. Гусейнова

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин