09
февраля
Среда
19:00
2022
Стоимость билетов:
350-400 руб.
Купить билет
Аудитория: 18+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт

И.С. Бах (1685-1750).  
Концерт для гобоя, струнных и бассо-континуо ре минор BWV1059R

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Фёдор Освер (гобой)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

Й.М. Шпергер (1750-1812).
Концерт №2 для контрабаса с оркестром ре мажор (1778)

Солист – лауреат международного конкурса
Арсений Газизов (контрабас)
II отделение

C. Прокофьев (1891-1953).
«Пушкинские вальсы» для симфонического оркестра ор.120

 
С. Прокофьев (1891-1953).
Концерт №2 для скрипки с оркестром соль минор op.63
 

Солист – лауреат международного конкурса
Андрей Зубенко (скрипка)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

Льготные билеты по 100 руб. - на ярмарке "ТАТЬЯНИН ДЕНЬ"

О программе концерта

Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах — один из величайших представителей мировой музыкальной культуры. Его творчество, охватившее практически все музыкальные жанры своего времени, ознаменовало расцвет стиля музыкального барокко. Среди сочинений Баха важное место занимают концерты для бассо-континуо, открывающие новую страницу в музыке барокко. Они не только были самостоятельными опусами; на основе концертов Бах создавал новые сочинения для различных инструментов. Но ни одна из версий не была простым переложением первоначального текста, Бах каждый раз создавал словно бы новое сочинение, учитывая иные акустические и технические возможности солиста. Поэтому любое из сочинений воспринимается сейчас как самостоятельное, словно написанное именно для данного инструмента. Концерт для гобоя ре минор, являющийся одной из редакцией более раннего сочинения, стал весьма популярным произведением, здесь традиционная последовательность частей в рамках камерного звучания наполняется новыми смысловыми оттенками. Драматическая первая часть Allegro сменяется нежным Adagio, построенным на выразительной мелодии. Стремительное Presto завершает сочинение, раскрывая блестящее состязание солирующего инструмента и противопоставленным ему струнным и бассо-континуо.

Известный австрийский контрабасист и композитор Йоханнес Маттиас Шпергер занимает в XVIII веке почетное место среди виртуозов контрабаса, он был известен как великолепный солист и оркестрант, игравший на пятиструнном инструменте, первый из австро-немецких контрабасистов, получивший признание. В то же время он завоевал известность как плодовитый композитор, автор 44 симфонических произведений, 18 концертов для контрабаса, камерных сочинений разных жанров, включающих соло-контрабас (сонаты для контрабаса, виолончели и альта; сонаты для контрабаса и клавира; романсы, квартеты, арии и др.). Й. М. Шпергер внес много нового в сочинения для контрабаса, насытив их мелодической выразительностью, усилив технический аспект, акцентируя значимость передачи человеческих эмоций. Концерт № 2 был создан композитором в 1778 году, став очень популярным у исполнителей и слушателей. Три его части выстраиваются в драматургически ясную конструкцию, где первая часть (Allegro moderato) обнажает противостояние разнохарактерных образов, вторая (Cantabile) становится лирическим центром, основанном на прекрасной певучей мелодии, третья (Rondo) привносит в Концерт новые, динамичные оттенки, придающие звучанию активность и энергию. Концерты Й. М. Шпергера в целом и особенно Концерт № 2 оказали значительное влияние на последующее развитие данного жанра в европейской музыке. Произведение в сегодняшнем концерте прозвучит с каденциями чешского контрабасиста Милослава Гайдоша (р. 1948).

В 1949 году к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина по заказу Радиокомитета СССР С. С. Прокофьев написал «Два пушкинских вальса» для симфонического оркестра (фа мажор и до диез минор, ор. 120). Грациозная первая (Allegro espressivo) и изящная вторая (Allegro meditativo) пьесы тонко передают «пушкинские» настроения, раскрывая лирические образы героинь поэта. Неповторимое оркестровое мастерство композитора позволило ему создать два звуковых полотна, поражающих своей изобретательностью и изысканностью.

Второй концерт для скрипки с оркестром g-moll ор. 63 был задуман С. С. Прокофьевым как «концертирующая соната». Черты сонатности отчетливо проявляют себя в жанре концерта: он лишен внешней виртуозной «концертности», декоративности, в нем проводится выразительная, глубоко продуманная, детализированная работа с музыкальным материалом. Прокофьев избирает сравнительно небольшой состав оркестра, но дополняет его большой группой ударных инструментов. Форма концерта – одна из самых стройных и продуманных у композитора, три его части скреплены периодическим проведением на протяжении цикла темы главной партии, служащей образным и интонационным стержнем сочинения. Первая часть (Allegro moderato) начинается сразу с темы главной партии у солирующей скрипки – сдержанной и печальной, в которой слышны отголоски русской и украинской песенности. Вторая тема – нежная, изысканная, являющаяся своеобразным отголоском лирических мелодий балета «Ромео и Джульетта», над которым композитор работал в тот же период. Мощная, разноплановая разработка, где отчетливо прослушивается фантастический элемент, переходит в репризу, в которой обе темы приобретают повествовательный оттенок. Вторая часть (Andante assai) раскрывает иную сферу творческих интересов Прокофьева: он как бы воссоздает возвышенное звучание Andante в стиле Г. Ф. Генделя, дополненное оркестровкой, имитирующей старинный ансамбль. Третья часть (Allegro ben marcato), написанная в форме рондо-сонаты, по своему образному строю, по темпераменту снова рождает параллели с балетом «Ромео и Джульетта». Калейдоскоп настроений, эмоциональные переключения, танцевальные ритмы композитор выстраивает по нарастающей, завершая звучание неожиданным диссонансом, словно возникшим в результате удара по всем струнам одновременно.
Проф. З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Andrey Zubenko