08
октября
Суббота
19:00
2022
Стоимость билетов:
250-500 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
лауреаты конкурса им. С.В. Рахманинова
I отделение

П.И. Чайковский (1840-1893).
Концерт №2 для фортепиано с оркестром соль мажор ор.44

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Илья Папоян (фортепиано)
II отделение

А. Лядов (1855-1914).
«Волшебное озеро». Сказочная картинка для оркестра ор.62

А. Скрябин (1872-1915).
Концерт для фортепиано с оркестром фа диез минор ор 20

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Ключко (фортепиано)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – Народный артист России Александр Чернушенко

IN ENGLISH

О программе концерта

Второй концерт для фортепиано с оркестром соль мажор был создан П. И. Чайковским спустя несколько лет после знаменитого Первого концерта — в 1880 году. Его первым исполнителем был ученик и друг Чайковского С. И. Танеев, исполнивший концерт в Москве в 1882 году с оркестром под управлением выдающегося учителя Чайковского А. Г. Рубинштейна. И хотя Концерт № 2 не превзошел по популярности своего великого собрата — Концерт № 1, он отчетливо проявляет черты концертного стиля композитора, блестяще сочетавшего принципы симфонической драматургии с виртуозностью солиста, умения создать масштабное звуковое полотно — с камерностью, почти интимностью лирического высказывания.
Во Втором концерте, по сравнению с Первым, Чайковский не цитирует подлинных народных мелодий. Его собственные темы, романтические по характеру, представлены в сочинении со свойственной композитору щедростью, они придают Концерту удивительную многоликость, почти «карнавальность» звучания. В трехчастности строения цикла Чайковский следует традиции, но предельно обостряет контраст между частями. Первую часть (сонатное аллегро) он сопровождает указанием «Allegro brillante», указывая на энергичный, блестяще-виртуозный характер части, где преобладают мощь и динамика, заставляющие вспомнить сочинения Бетховена и Листа. Медленное лирического интермеццо II части (Andante non troppo) переключает действие в иную сферу, где преобладают ариозно-романсовые интонации, всегда у Чайковского олицетворяющие нежность признания, и где солирующая партия подчас передается от фортепиано скрипке. В финале (Allegro con fuoco) возвращаются буйство и динамика настроений первой части, обогащенные элементами скерцозности. Сочинение было посвящено другу и покровителю композитора – Н. Г. Рубинштейну.

Сказочную картинку для оркестра «Волшебное озеро» Анатолий Константинович Лядов закончил в 1908 году. Композитор оставил интересное свидетельство о замысле сочинения: «Знал я одно такое — ну, простое лесное русское озеро, и в своей незаметности и тишине особенно красивое. Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, светотеней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и кажущейся неподвижности! Начал я искать описания вот такого подходящего мне озера в русских народных сказках. Искал, искал, чтобы опереться. Но не любят русские сказки останавливать действие и ход сказа на описаниях явлений природы вот так, как нужно было мне для музыки: движения будто нет, а мысль — все время, и порой будто совсем уходит. Все останавливается, всякое шуршание. Нет, оказывается, что-то где-то копошится. Вдруг скользнул ветер...». Это высказывание не стало программой сочинения, но обозначенные композитором образы обрели одно из самых красивых в русской культуре музыкальных воплощений. А. К. Лядов тончайшей звукописью достигает почти импрессионистического эффекта: легкая зыбь передается колышущимися фигурациями инструментов струнной группы, мерцание звезд — стаккато флейт и «стеклянным» звучанием челесты. В пьесе нет ярко выраженных мелодий или драматического развития, слушатели словно погружаются в волшебную звуковую атмосферу, почти реально ощущая дыхание водной глади. «Волшебное озеро» композитор посвятил Н. Н. Черепнину, дирижировавшему оркестром на премьере сочинения.

Александр Николаевич Скрябин — выдающийся русский композитор и пианист, создававший свои произведения преимущественно в жанрах оркестровой и фортепианной музыки. Соединением этих граней творчества стал единственный у композитора Концерт для фортепиано с оркестром, написанный в 1896 году в тональности фа диез минор (как и первый Концерт С. В. Рахманинова). Несмотря на традиционность строения (I часть Allegro, II часть Andante, III часть Allegro moderato), Концерт уже отчетливо проявляет черты новаторства музыканта, со временем определившие его стиль – одного из самых передовых художников своего времени. А. Н. Скрябин по-разному выстраивает в частях диалог солирующего инструмента и оркестра: в первой части, где господствуют взволнованные образы, они представляют собой единое целое; во второй, написанной в форме темы с тремя вариациями, фортепиано выходит на первый план, отводя оркестру роль сопровождения. Тема данной части – одна из самых красивых у молодого Скрябина, являющаяся, по выражению Б. В. Асафьева, воплощением «тихого света». В третьей части  обе партии вступают в активное соперничество, создавая эффект романтической борьбы, где противостояние то достигает апогея, то уступает место нежному согласию. Все найденные Скрябиным формы обретут свое продолжение  в последующих опусах. Концерт же молодого композитора в полной мере подтверждает мысль, высказанную им самим: «Я в юности – искание того, чем потом стал».

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин