А. Скрябин (1872-1915). Концерт для фортепиано с оркестром ор. 20
Солист Заслуженный артист России, доцентМирослав Култышев (фортепиано)
Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер Заслуженный артист России Алексей Васильев
СолистыОНЛАЙН-КОНЦЕРТ (« подробнее)
О программе концерта
Выдающийся русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин в своем творчестве сосредоточился на фортепианной и симфонической музыке, создав новое направление в искусстве и преобразовав традиционные жанры. Однако Фортепианный концерт, написанный в 1897 году, у А. Н. Скрябина только один. Он впервые прозвучал в октябре того же года в одном из концертов Русского музыкального общества в Одессе, где солировал автор, а дирижером выступил В.И. Сафонов. Сочинение сразу завоевало признание слушателей и исполнителей, в настоящее время его ставят в один ряд с фортепианными концертами П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова.
Блестящий виртуоз, А. Н. Скрябин создал в Концерте сложнейшую фортепианную партию, соединив ее с партией оркестра и сформировав гармоничную партитуру. Концерт стал практически первым обращением композитора к оркестру, что не помешало ему уже здесь показать себя превосходным мастером инструментовки. Сочинение решено в лирико-драматическом ключе, это настроение формируется уже в первой его части (Allegro) и продолжается в последующих. В кратком вступлении к данной части композитор проводит у валторны лаконичный мотив, который становится интонационной основой для всех частей сочинения. Вторая часть (Andante) написана в форме вариаций; здесь фортепиано выходит на первый план, проводя тему и пять последующих вариаций, раскрывающих основные грани звучащего элегического образа. Финал (Allegro moderato) завершает сочинение, наполняя звучание особой яркостью, почти «небесным» светом, где подчас возникают шопеновские интонации. Б.В. Асафьев писал: «Музыка Скрябина — это неудержимое, глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью. Она продолжает существовать как живой свидетель лучших чаяний своей эпохи, в условиях которой она была «взрывчатым», волнующим и беспокойным элементом культуры». Фортепианный концерт композитора в полной мере соответствует этому утверждению.
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин