06
декабря
Среда
19:00
2023
Стоимость билетов:
350 - 400 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

А.Вивальди (1678-1741).
Концерт для гобоя с оркестром до мажор RV447

Солист – лауреат международных конкурсов
Ефим Мясников (гобой)

В.А. Моцарт (1756-1791).
Концерт №3 для скрипки с оркестром соль мажор KV216

Солист – лауреат международного конкурса
Андрей Зубенко (скрипка)
II отделение

С. Прокофьев (1891-1953).
Концерт №3 для фортепиано с оркестром до мажор op.26

Солистка – лауреат всероссийских и международных конкурсов
Арина Антоносян (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Творчество выдающегося итальянского композитора, скрипача, дирижера эпохи барокко Антонио Вивальди сыграло важную роль в развитии европейской музыкальной культуры. Среди многочисленных сочинений композитора в разных жанрах обращают на себя внимание созданные им более 500 концертов, из них около 350 концертов написаны для солирующего инструмента с оркестром, в том числе 20 – для гобоя. В каждом случае автор привносил в сочинение нечто новое как в партию солиста, так и в композицию сочинения в целом. Ведущие гобоисты отмечают, что «концерты Вивальди развивают технические способности исполнителя, предоставляют широкие возможности для музыкального выражения и почти всегда включают в себя некоторые особенности, отличающую каждое произведение от остальных. Они демонстрируют технические требования, которые не будут встречаться в репертуаре гобоя еще 100 лет». Первая часть (Allegro non molto) открывается темой, проводимой солистом вместе с оркестром, и это равновесие будет поддерживаться на протяжении части. Вторая часть – меланхолическое Larghetto, напротив, подчеркивает значение партии гобоя, ведущее основную тему. Традиционный менуэт финальной части (Menuet) построен на незатейливой теме, варьирующей на протяжении всего звучания и приобретающей каждый раз все новые оттенки.
 
Вольфганг Амадей Моцарт – один из самых блистательных композиторов мирового музыкального искусства, представитель венской классической школы, творчество которого определило пути развития музыки на все последующие времена. Моцарт работал во всех музыкальных жанрах, в каждом из них достигнув небывалых высот. Он выступил, среди прочего, и как создатель классической формы концерта для солирующего инструмента с оркестром, написав множество сочинений, отразивших блестящее мастерство Моцарта-симфониста и раскрывающих художественные и технические возможности инструмента. Пять концертов для скрипки с оркестром были написаны девятнадцатилетним композитором в течение одного 1775 года. Они отражают стремительный взлет исполнительского искусства Моцарта. О его высоком уровне свидетельствуют строки из письма Леопольда Моцарта к сыну: «Ты сам не подозреваешь, как ты хорошо играешь на скрипке; стоит тебе самому себя оценить по достоинству, стоит тебе вложить в свою игру отделку, сердечность и дух, право, ты был бы первым скрипачом в Европе». Моцарт, блестяще овладевший искусством скрипичной игры, формирует во всех концертах, в том числе и в Концерте № 3, классическую трехчастную структуру. В Концерт входит сонатное аллегро (Allegro), лирическая медленная часть (Adagio) и заключительное рондо (Rondeau: Allegro), что позволяет композитору опираться на интонации бытовой и танцевальной музыки. Красота и изящество тем, смена разнохарактерных эпизодов, яркое импровизационное начало, художественное совершенство сольной партии определили существеннейшие черты скрипичного концерта великого мастера, вошедшего в золотой фонд современного концертного репертуара.
 
Фортепианные концерты С.С. Прокофьева обозначили новою эпоху в развитии этого жанра. Каждое из пяти законченных сочинений композитора, созданных в разные годы, становилось событием в пианистическом искусстве ХХ столетия, хотя и не все они были приняты сразу. Но, завоевав признание, каждый из концертов входил в репертуар ведущих исполнителей мира. Так произошло и с Третьим концертом, созданном в 1921 году, когда композитор жил во Франции. Б.В. Асафьев писал, что в концерте «исключительно богатое дарование Прокофьева достигло той ступени развития и полноты выражения, на которой совмещаются неостывший пыл юношеского темперамента ... с наступающей мужественной зрелостью и мудростью».
Концерт написан как трехчастный цикл, где, однако, каждая из частей нарушает традицию. Начало первой части (Andante-Allegro) – возвышенное solo кларнета – затем резко переходит в динамичную, волевую главную тему, которая и определяет эмоциональный строй всей части. Вторая часть решена Прокофьевым как Тема с вариациями. В качестве темы композитор избирает галантный гавот – танец, который когда-то вошел в его Классическую симфонию. Тема в каждой из вариаций бесконечно меняется, приобретая разнообразное звучание: здесь слышны то саркастичные, то сказочные, то плясовые оттенки. И лишь в конце части тема возвращается в первоначальном виде. Финал (Allegro ma non troppo) по характеру близок Первой части. Его настроение перекликается со знаменитой «Скифской сюитой» композитора: та же дикая, необузданная сила и безграничная мощь, соседствующие с темпераментной лирикой. Поэт Константин Бальмонт в 1922 году создал сонет «Третий концерт», передающий его ощущения от услышанного произведения Прокофьева:
Ликующий пожар багряного цветка,
Клавиатура снов играет огоньками,
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками
Расплавленной руды взметенная река.
Мгновенья пляшут вальс. Ведут гавот века.
Внезапно дикий бык, опутанный врагами,
Все путы разорвал и стал, грозя рогами.
Но снова нежный звук зовет издалека.
Из малых раковин воздвигли замок дети,
Балкон опаловый оточен и красив.
Но, брызнув бешено, все разметал прилив.
Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете,
В тебе востосковал оркестр о звонком лете,
И в бубен Солнца бьет непобедимый Скиф

Проф. З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Andrey Zubenko