06
июня
Среда
19:00
2018
Стоимость билетов:
250-300 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
к 115-летию со дня рождения Арама Хачатуряна
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

А. Хачатурян (1903-1978). Вальс из сюиты «Маскарад»

А. Хачатурян (1903-1978). Концерт для фортепиано с оркестром (1936)

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Илья Папоян (фортепиано)
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

А. Хачатурян (1903-1978). Концерт для скрипки с оркестром ре минор (1940)

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Равиль Ислямов (скрипка)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

БИЛЕТЫ БЕСПЛАТНО В ОБМЕН НА БОНУСЫ "СПАСИБО" ОТ СБЕРБАНКА

О программе концерта

Арам Ильич Хачатурян  — выдающийся армянский и российский композитор, профессор Московской консерватории, автор целого ряда инструментальных и театральных сочинений, получивших мировую известность. Его искусство опирается на напевы родной Армении, интонации народных песен и танцев пронизывают все творчество.
Путь А.И. Хачатуряна как композитора во многом уникален: профессионально он начал приобщаться к музыке почти в двадцатилетнем возрасте, когда переехал в Москву. До этого же была жизнь в Тифлисе, где будущий композитор рос в атмосфере, насыщенной звучанием армянских, грузинских, азербайджанских песен  в исполнении профессиональных и народных музыкантов. В Москве А. И. Хачатурян открывает для себя творчество русских и европейских мастеров, постигает секреты композиторского ремесла, формируется как самобытный автор разножанровых сочинений. В 1934 году Хачатурян завершает обучение в Московской консерватории в классе Н.Я. Мясковского, и его дипломной работой стала Симфония № 1, в которой обозначились характерные самобытные черты последующих сочинений: современность образов и событий, национальная очерченность звучания, опора на мелодизм и оркестровую красочность русской традиции, мастерское применение музыкально–выразительных приемов, свойственных искусству ХХ века. В дальнейшем А.И. Хачатурян проявил себя как признанный мастер современного балета в его национальном («Гаянэ») и общеевропейском («Спартак») преломлении. Симфонии композитора в полной мере отражали события в стране, а Симфонию № 2 (часто называемую «Симфония с колоколом»), созданную в 1943 году, наряду с Седьмой симфонией Д. Д. Шостаковича и Пятой симфонией С.С. Прокофьева, называют «симфонической летописью» войны. Умение вплетать в драматургическую ткань сочинения яркие, музыкально щедрые эпизоды определили особую ситуацию: творчество композитора обрело особые «визитные карточки», раскрывающие его стиль и характер. Среди них – знаменитые  Adagio из балета «Спартак», Вальс из музыки к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»,  тема финала Скрипичного концерта и, конечно же, «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». Композитор в шутку говорил: «Есть в моем музыкальном семействе одно непокорное и шумливое дитя — это «Танец с саблями». Честное слово, если бы я знал, что он получит такую популярность и начнет расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал!». Выдающийся композитор и педагог, А.И. Хачатурян привнес в отечественную музыку особое умение соединять национальные и общечеловеческие черты и открывать бесконечную красоту музыки во всех ее проявлениях.
В 1941 году к столетию со дня гибели великого русского поэта М.Ю. Лермонтова в знаменитом Московском театре имени Е. Вахтангова ставилась его драма «Маскарад». Музыку к спектаклю писал А.И. Хачатурян, которому. по его собственным словам, были чрезвычайно близки герои драмы – участники трагических событий. Среди музыкальных номеров «Маскарада» особое место, в соответствии с сюжетом, занимают танцевальные эпизоды. Особенно значимым у М.Ю. Лермонтова был вальс, о котором главная героиня Нина вспоминает, возвратившись домой после рокового бала:
«Как новый вальс хорош! в каком-то упоенье
Кружилась я быстрей — и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося; не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость...»
Эти слова предопределили программу Вальса, остающегося одним из самых поразительных образцов поэтичного танца в мировой музыкальной культуре.
 
Концерт для фортепиано с оркестром был написан А.И. Хачатуряном в 1936 году, еще в период обучения в аспирантуре. Обратившись к данному жанру и стремясь создать именно национальное произведение, композитор сознательно ориентировался на выдающиеся образцы, в первую очередь, на концерты Ф. Листа, П.И. Чайковского, М. Равеля, С.В. Рахманинова. Свой Концерт А.И. Хачатурян целиком выстроил на национальных по характеру темах; здесь отчетливо слышны приемы исполнения народных инструменталистов, соединенные с классичностью структуры, романтической устремленностью, современными средствами музыкальной выразительности. Исследователь Л.Н. Раабен писал об инструментальной музыке композитора: «...он не “заимствует” и не “черпает” из народного творчества свою мелодику, интонации, ритмы, а непосредственно живёт ими, как подлинно народный художник. Для него народное искусство есть его собственный мир звуков, с которым он пришёл в профессиональную музыку...»
 В Концерте темпераментная первая часть (Allegro ma non troppo e maestoso) с характерными национальными темами звучит словно драматическая легенда, повествующая о событиях далекого прошлого. Нежная, по-восточному грациозная лирика второй части (Andante con anima) рождается из сложного сплетения нескольких песенных мотивов, в которых слышны интонации плача и трепетного высказывания. Виртуозная, масштабная третья часть (Allegro brilliante) производит ошеломляющее впечатление: здесь яркие праздничные эпизоды перемежаются картинами, раскрывающими образы дикой, необузданной силы; пейзажные зарисовки переплавляются в динамичные, огненно-темпераментные пассажи, достигающие кульминации лишь в конце сочинения. Концерт посвящен выдающемуся пианисту Льву Оборину, первому его исполнителю.
 
Скрипичный концерт, написанный Хачатуряном в 1940 году, остается одним из самых репертуарных сочинений мирового репертуара, показавшим образец гениального сочетания принципов европейского жанра и народного мелоса. Хачатурян отмечал, что фольклорную тему он рассматривает как «животворное зерно, как первоначальную интонационную ячейку, которую можно свободно и смело развивать, перерабатывать, обогащать». Трехчастное строение Скрипичного концерта позволило композитору создать яркие картины жизни и быта своего народа, передать красоту земли. Крайние части (1. Allegro con fermezza, то есть «твердое, уверенное аллегро» и 3. Allegro vivace) построены на темпераментных танцевальных темах, которые композитор вдохновенно развивает, создавая почти зримые образы народной пляски. Средняя, лирическая часть (Andante sostenuto) воссоздает образ народного музыканта-ашуга, исполняющего бесконечно выразительный, редкий по красоте наигрыш-импровизацию. Концерт воспринимается как нечто целостное, благодаря объединению частей интонациями тем из первой части, пронизывающими все последующие разделы. А.И. Хачатурян в своем сочинении широко использует интонационно-ритмические и ладо–гармонические особенности национального фольклора, виртуозно сочетая их с приемами европейской классической музыки. Свой Концерт композитор посвятил выдающему музыканту, первому его исполнителю — Давиду Ойстраху.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин