06
апреля
Суббота
19:00
2013
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д.37
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 326 4141
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
Элгар. Сибелиус
I отделение

Э. Элгар (1857-1934) Концерт для виолончели с оркестром ми-минор, op.85

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Рамм (виолончель)
II отделение

Я. Сибелиус (1865-1957) Концерт для скрипки с оркестром ре-минор, op.47

Солист – лауреат международных конкурсов
Павел Милюков (скрипка)

Симфонический оркестр Мариинского театра

Художественный руководитель и главный дирижер - Народный артист России Валерий Гергиев

Дирижер – Павел Смелков

О программе концерта

Эдуард Элгар (1857-1934) — крупнейший английский композитор рубежа XIX-XX столетий, автор многих сочинений в разных жанрах – инструментальных, вокально-хоровых и др. Элгар принадлежит к числу композиторов-романтиков, ярко отразивших в своем творчестве характерные черты данного художественного стиля. Музыка Элгара привлекает своей мелодичностью, красочностью, богатством и изяществом инструментовки, исполнение его сочинений всегда сопровождалось успехом у публики.
Концерт для виолончели (ор. 85) стал одной из последних значительных работ композитора. Его премьера с большим успехом прошла в октябре 1919 года; солистом выступил Феликс Залмонд, исполнивший Концерт в сопровождении Лондонского симфонического оркестра под управлением автора. Четыре части Концерта (1. Adagio — Moderato. 2. Lento — Allegro molto. 3. Adagio. 4. Allegro — Moderato — Allegro ma non troppo — Poco piu lento — Adagio) образуют сложную, драматургически разноплановую композицию, где многогранно используются возможности солирующего инструмента. Виолончели поручается проведение основных тем на протяжении сочинения, и сложная, виртуозная партия солиста дополняется выразительным, красочным звучанием оркестра. Смена настроений, чередование лирических и драматических эпизодов, богатство оттенков делают Концерт колористически ярким и музыкально привлекательным.
Выдающему финскому композитору Яну Сибелиусу (1865-1957) удалось сделать то же, что в свое время сделал для Норвегии Эвард Григ — включить Финляндию в число ведущих музыкальных держав Европы. Соотечественник композитора критик К. Флодин писал: «Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам, кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа». Все многочисленные произведения композитора в разных жанрах раскрывают образы родной природы, события истории и национальный характер.
Сибелиусом создано семь симфоний, симфоническая поэма «Финляндия», четыре легенды для симфонического оркестра по мотивам финского народного эпоса «Калевала», симфоническая картина «Весенняя песнь» и многое другое. Мировую известность получил «Грустный вальс» из музыки к драме Ярнефельта «Куолема». Но, при всем богатстве и разнообразии созданных Сибелиусом сочинений, Скрипичный концерт (1903 – первая редакция, 1905 – вторая редакция) остается одним из основных произведений композитора и входит в репертуар всех ведущих скрипачей мира.
Появление Концерта не случайно: для Сибелиуса жизнь в музыке началась с мечты о сольной карьере скрипача. По классу скрипки он занимался в Хельсинском институте музыки, этому инструменту он уделял большое внимание в последующие годы. Поэтическое звучание скрипки в Концерте, соединенное с мощью симфонического оркестра, во многих случаях воспринимается как авторский монолог, в котором чередуются суровые высказывания, песенные эпизоды, динамичная танцевальность. Автор сохраняет традиционную трехчастную структуру инструментального концерта (Allegro moderato - Adagio di molto - Allegro ma non troppo), чередуя разнохарактерные эпизоды, целиком проникнутые финским мелосом. Особенно выразительна вторая, медленная часть Скрипичного концерта – вдохновенный романс, один из самых проникновенных скрипичных эпизодов мировой музыкальной литературы.

Проф. З.М. Гусейнова

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин